Надо полагать, что научный потенциал профессорско-преподавательского состава Института дирижёров не иссякнет никогда. И.В.Петров прекрасно понимал, что в процессе индивидуальной подготовки музыканты военных оркестров остро нуждаются в учебных пособиях, способствующих повышению их исполнительского уровня, поэтому, находясь у штурвала военно-учебного заведения, где создаются эти пособия, он ускорял процесс издания пособий и активно распространял их по военным оркестрам.
Кроме нехватки нотной учебной литературы в военных оркестрах было много и других не менее важных проблем, их Иван Васильевич стал решать сразу же, как только возглавил Военно-оркестровую службу Советской Армии.
Главнейшей задачей, за решение которой он принялся с присущей ему энергией, было реформирование всего военно-оркестрового хозяйства.
Чтобы решить эту весьма сложную задачу, ему необходимо было убедить всю военно-бюрократическую машину в необходимости такого масштабного мероприятия. Эта работа включала массу согласований в различных инстанциях и службах. Вначале надо было убедить всех, от кого зависело решение этого вопроса и только потом издавать Приказ по Вооружённым Силам Советского Союза.
К счастью, сделать это И.В. Петрову удалось. Приказ №4 от 10 января 1955 года был подписан Министром обороны СССР, а вместе с ним была введена в действие «Инструкция по Военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морских Силах». Для выхода в свет такого документа генералу понадобилось почти пять лет, но как в народе говорится «Дело стоило свеч!», или ещё надёжнее «Лучше позже, чем никогда!».
Этим документом были установлены категории оркестров по численному составу, количественный состав по оркестровым голосам, также были определены должности и денежное содержание по ним. С появлением Приказа №4 оркестровая служба в Советской Армии обрела чёткие и ясные очертания.
Один из пунктов этого Приказа разрешал игры оркестра за денежное вознаграждение, 20% из которого разрешалось отчислять на улучшение оркестрового дела воинской части. Таким образом, военному дирижёру представилась возможность расходовать накопленные денежные средства на закупку музыкальных инструментов, оборудование оркестровой студии, пополнение библиотеки нотной литературой, наём приватных солистов или преподавателей для обучения музыкантов оркестра и т.п.
В «Инструкции по Военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морских Силах» были до мельчайших подробностей определены схемы размещения музыкантов оркестра в строю и на концертной площадке. Прилагались схемы построения оркестров при игре, а также рисунки с изображением способов держания музыкальных инструментов в строю, на концертной площадке и т.д.
Немаловажным моментом этого Приказа был пункт о введении парадной и повседневной формы одежды военных музыкантов. Форма одежды для солдат и воспитанников была унифицирована с формой одежды сверхсрочнослужащих как при нахождении в строю, так и на сцене.
Форма одежды состояла из полушерстяного галифе и гимнастёрки защитного цвета, фуражки, шинели офицерского покроя с двумя рядами пуговиц и сапог. Благодаря единообразной форме оркестр на сцене и в строю стал выглядеть гармонично и единообразно. Но надо заметить, что в сценическую форму одежды проникла «незначительная», но весьма забавная деталь, на которую есть смысл обратить внимание читателя.
Инструкцией предписывалось, чтобы при нахождении оркестра на сцене музыканты должны быть в фуражках, независимо летом или зимой. Внимательный читатель вправе задать вопрос: почему на сцене музыканты должны быть в фуражках? Ответ прост – в армии случается так, что в толковое дело непременно проникает хоть небольшая, но обязательно досадная или курьёзная деталь, над которой впоследствии можно потешаться. Традиция это или несуразица, трудно сказать, но армия без таких курьёзов как бы и не армия даже.
А такое единообразие предназначалось для того, чтобы не раздражать зрителя наличием в оркестре плохо причёсанных, кудрявых или лысых музыкантов. Хотя по законам природы наличие в обществе лысых людей явление, в общем-то, вполне естественное, но когда на сцене находится военный оркестр, такого «безобразия» допускать нельзя. А коль так, то для обеспечения единообразия – фуражки в самый раз, ведь в армии всё должно быть однообразно, даже если очень глупо, а впрочем, благодарите, что не поступила команда одеть – шапки-ушанки.
В целом же форма одежды срочнослужащих солдат и воспитанников улучшилась. К примеру, шинели для музыкантов шились двубортные и из такого же сукна, как и для сверхсрочнослужащих, чем рядовые музыканты очень гордились.
Но наличие на груди у солдат и воспитанников оркестра двух рядов пуговиц принесло для них и немало хлопот. Дело в том, что при нахождении в увольнении или при посещении воспитанниками школы их часто задерживал патрульный наряд, предупреждая о нарушении формы одежды, а то и вовсе задерживал до выяснения вопроса.
Кроме новой формы одежды начал обогащаться и музыкальный репертуар военных оркестров. В оркестры стали поступать сборники служебно-строевого репертуара, что дало возможность упорядочить обеспечение мероприятий по военно-оркестровой службе. Стали также поступать произведения концертного репертуара, инструментованные в доступной форме для духовых оркестров полкового звена.
Концертный репертуар состоял в основном из музыки к кинофильмам или увертюр из классического репертуара, переложенных для духового оркестра, различных фантазий и рапсодий, написанных военными дирижёрами или преподавателями института дирижёров, которыми в то время очень увлекались самодеятельные композиторы.
К их числу относятся увертюры к кинофильмам: «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта», музыка из оперетты «Вольный ветер» И.О.Дунаевского, «Советская рапсодия» В.С.Рунова на темы песен А.Г.Новикова, «Первая красноармейская сюита» В.Я.Кручинина. Немало было издано других произведений средней степени сложности.
Некоторые дирижёры, в оркестре которых были музыканты более высокой квалификации, на свой страх и риск в концертный репертуар включали более сложные увертюры: «Кориолан», «Эгмонт» Л.Бетховена, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе и другие произведения с более сложной фактурой.
Для повышения исполнительского мастерства музыкантов значительную роль сыграли поставляемые централизованным порядком школы игры и сборники этюдов для духовых и ударных музыкальных инструментов. Среди которых: «Школа для флейты» Н.Платонова, «Школа игры на кларнете» и «Упражнения для развития техники на кларнете» С.Розанова, «Полная школа игры на корнете-а-пистоне и трубе» Ж. Арбана, «Прогрессивная школа обучения на трубе» М. Табакова и многие другие. Особую роль в повышении исполнительского мастерства военных музыкантов играла «Школа коллективной игры для духового оркестра» В.Блажевича. Жаль, что в настоящее время к помощи этого музыкального экзерсúса военные дирижёры обращаются, не так часто, а в отдельных случаях об этой школе вообще забыли.
Можно назвать ещё много школ и учебных пособий, которые оказывали и оказывают большую помощь военным музыкантам, но о песенно-танцевальном репертуаре тех лет в такой превосходной степени отозваться нельзя. В войска иногда доставлялись некоторые песни отдельными изданиями, но сборники танцевального или песенного репертуара не поступали вообще.
В послевоенные годы репертуар военных оркестров состоял в основном из песен военного времени, таких как: «Синий платочек», «В городском саду играет духовой оркестр» и других, но ведущим и самым популярным жанром по-прежнему оставался всё-таки марш.
В те далёкие годы отсутствовало телевидение и не всегда удавалось услышать радио, не было магнитофонов и другой техники для звукозаписи, поэтому военные дирижёры вынуждены были по памяти наносить на нотный стан те или иные мелодии, услышанные с патефонных пластинок, гармонизовать и инструментовать их для духового оркестра. Радио было единственным источником информации. С его помощью советские люди слушали не только последние известия и музыку, но и «смотрели» глазами спортивного комментатора Вадима Синявского трансляции о футбольных играх, проходивших на стадионах Москвы.
По всей стране на танцплощадках, в парках и площадях, где играли духовые оркестры, звучали одни и те же произведения песенно-танцевального репертуара типа: «Рио-Рита», «В парке Чаир», «Домино», различные старинные танго, польки, фокстроты и вальсы. В библиотеках военных оркестров был один единственный сборник, назывался он «Сборник песен народов СССР», который изобиловал старинными песнями среднеазиатских и закавказских республик, направленность которых - укреплять дружбу народов СССР.
Более опытные и владеющие искусством инструментовки дирижёры иногда пополняли репертуар своих оркестров лично инструментованными новинками, но в силу известных причин проникновение их в другие оркестры было невозможно.
Концертный репертуар изобиловал сюитами и увертюрами В.Кручинина, М.Ипполитова-Иванова, Н.Иванова-Радкевича и других композиторов, в произведениях которых в избытке звучала революционная тематика о кавалерийских сражениях, боевых походах и рейдах Красной Армии, где непременно присутствовала мелодия революционной песни о знаменитой тачанке с не менее знаменитым молодым пулемётчиком. Но ничего не поделаешь, такое было время, тогда все сферы культурных цивилизованных проявлений советская действительность понуждала к политизации. Идеологической политизации подвергались не только литература или театр, но и музыкальное искусство, требуя от композиторов сочинять о революционной, боевой и масштабной действительности.
Такой подход иногда оправдывал себя, особенно он был необходим в годы Великой Отечественной войны, когда возникла настоятельная необходимость пробудить в народе патриотические чувства, сплотить и вдохновить его на подвиги, и как показало время, этот подход себя оправдал. Но согласиться с обстоятельством, когда содержание произведения не соответствует реальной жизни народа никак нельзя. В обстановке диктата композиторы, как впрочем и другие деятели культуры, вынуждены были подчинить своё творчество единственному принципу, который утверждал: если не хочешь принять сегодняшнюю ситуацию в стране, то измени к ней своё отношение. Вот и приходилось многим из них идти наперекор своей совести.
Такая позиция отрицательно влияла на творчество композиторов и естественно значительно ограничивала свободный полёт их таланта. Композиторы прекрасно понимали, что, не соответствуя такой установке, произведение не может быть одобрено художественным советом и в лучшем случае ляжет в стол, а в худшем – в мусорную корзину, да ещё и в прессе будет сказано немало нелицеприятных слов.
Руководствуясь таким принципом, сочиняя музыку, композиторы вынуждены были основываться на превосходстве социалистического строя, причём художественное достоинство произведения должно совпадать с задачами коммунистического воспитания трудящихся.
Именно в такие рамки советские идеологи ставили работников культуры и искусства. Но, как бы ни оправдывались в своих трудах исследователи - защитники коммунистического прошлого, будь они реалисты или прагматики, опровергнуть этот факт им не удастся.
Подчиняясь таким жёстким идеологическим установкам, многие композиторы даже не пытались ставить перед собой задачу сочинять красивую, приятную для человеческого слуха музыку. В советское время режиссёрами кино, художниками, писателями, поэтами и композиторами создано огромное количество различных произведений. И во всех этих видах искусств, лидирующее положение, конечно же, занимала и сегодня занимает песня.
В предвоенные, военные и особенно послевоенные годы более жизнерадостного и целеустремлённого вида искусства, чем советская песня, ничего подобного создано не было. В содержании большинства из них пропагандировался советский образ жизни, зачастую приукрашенный и не соответствовавший реальной действительности. Примером могут служить песни из кинофильма «Кубанские казаки».
Этот яркий, оптимистический фильм наполнен жизнерадостностью народа, изобилием продуктов питания и товаров народного потребления, к тому же фильм сдобрен весёлой жизнеутверждающей, энергичной музыкой, написанной И.О.Дунаевским.
Казалось, что народ живёт полнокровной весёлой и трудовой жизнью. Реально же, когда снимался этот фильм, в стране свирепствовала послевоенная разруха и катастрофическая нехватка продуктов питания. Словом, несоответствие с реальной действительностью налицо.
Песня это самый доступный и популярный в народе вид искусств, с помощью песни очень легко рекламировать и пропагандировать даже то, чего не существует на самом деле. С её помощью, искусно сглаживая отрицательные стороны действительности, можно приукрасить жизнь. Именно поэтому советские идеологические работники активно популяризировали и с помощью радио и кино внедряли песни в обиход каждодневной рутинной жизни советских людей.
Известно, что жизнь, во всех её проявлениях, это тяжёлый, изнурительный труд. Каждый в своей жизни стремится стать человеком с большой буквы, но не всем это удаётся. В этом плане прекрасную рекомендацию дал Антуан Сент-Экзюпери, который сказал: «Надо много пережить, чтобы стать человеком».*
Поэтому мысли и действия человека неизменно направлены на то, чтобы выжить, выдержать все испытания предназначенные ему судьбой. Для разнообразия своей жизни, человеческий разум изобрёл много различных способов, к их числу можно отнести старинный крестьянский святочный обряд «колядка», где люди ходят по дворам с пением песен, собирая угощенья. Этот обряд до сих пор практикуется по всей России: на Рождество, на Святки, на Новый год. Человеком придуманы разные культурные ценности. К примеру: – музыка и театр, юмор и футбол, танцы, телевидение и чудо XX века – компьютер.
Человеческим разумом и в дальнейшем будет создано много чудес, все они будут направлены для осуществления одной цели: облегчить свою жизнь, украсить и разнообразить её во всех проявлениях, а главное защитить себя от всяческих невзгод. Человек придумал не только песню, но и веру. Он хочет верить, что должно быть как в природе, к примеру: после зимы наступит весна, а затем лето и всё окружающее возродится и расцветёт. По такой же схеме в жизни человека протекают все неурядицы, если таковые имеются, но они обязательно заканчиваются и, – наступает нормальная, прекрасная жизнь.
Всё живое на свете дорожит собственной сущностью, человек в этом - не исключение. Поэтому не будем впадать в уныние, а продолжим повествование о земной и реальной жизни. Хотя И.В.Петрову и не удалось осуществить значительную часть задуманного, тем не менее, пребывая в течение неполных восьми лет (1950 - 1958) на главной должности Военно-оркестровой службы, он успел реализовать столько полезных дел, сколько его последователям не удавалось сделать на протяжении почти полувека. Вот уж действительно, кто направляет свои усилия на добрые дела – всегда сильнее других.
Материал подготовлен с использованием:
* В.Н.Балязин. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. ОЛМА-ПРЕСС. М., 2004, с.762.
Кроме нехватки нотной учебной литературы в военных оркестрах было много и других не менее важных проблем, их Иван Васильевич стал решать сразу же, как только возглавил Военно-оркестровую службу Советской Армии.
Главнейшей задачей, за решение которой он принялся с присущей ему энергией, было реформирование всего военно-оркестрового хозяйства.
Чтобы решить эту весьма сложную задачу, ему необходимо было убедить всю военно-бюрократическую машину в необходимости такого масштабного мероприятия. Эта работа включала массу согласований в различных инстанциях и службах. Вначале надо было убедить всех, от кого зависело решение этого вопроса и только потом издавать Приказ по Вооружённым Силам Советского Союза.
К счастью, сделать это И.В. Петрову удалось. Приказ №4 от 10 января 1955 года был подписан Министром обороны СССР, а вместе с ним была введена в действие «Инструкция по Военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морских Силах». Для выхода в свет такого документа генералу понадобилось почти пять лет, но как в народе говорится «Дело стоило свеч!», или ещё надёжнее «Лучше позже, чем никогда!».
Этим документом были установлены категории оркестров по численному составу, количественный состав по оркестровым голосам, также были определены должности и денежное содержание по ним. С появлением Приказа №4 оркестровая служба в Советской Армии обрела чёткие и ясные очертания.
Один из пунктов этого Приказа разрешал игры оркестра за денежное вознаграждение, 20% из которого разрешалось отчислять на улучшение оркестрового дела воинской части. Таким образом, военному дирижёру представилась возможность расходовать накопленные денежные средства на закупку музыкальных инструментов, оборудование оркестровой студии, пополнение библиотеки нотной литературой, наём приватных солистов или преподавателей для обучения музыкантов оркестра и т.п.
В «Инструкции по Военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морских Силах» были до мельчайших подробностей определены схемы размещения музыкантов оркестра в строю и на концертной площадке. Прилагались схемы построения оркестров при игре, а также рисунки с изображением способов держания музыкальных инструментов в строю, на концертной площадке и т.д.
Немаловажным моментом этого Приказа был пункт о введении парадной и повседневной формы одежды военных музыкантов. Форма одежды для солдат и воспитанников была унифицирована с формой одежды сверхсрочнослужащих как при нахождении в строю, так и на сцене.
Форма одежды состояла из полушерстяного галифе и гимнастёрки защитного цвета, фуражки, шинели офицерского покроя с двумя рядами пуговиц и сапог. Благодаря единообразной форме оркестр на сцене и в строю стал выглядеть гармонично и единообразно. Но надо заметить, что в сценическую форму одежды проникла «незначительная», но весьма забавная деталь, на которую есть смысл обратить внимание читателя.
Инструкцией предписывалось, чтобы при нахождении оркестра на сцене музыканты должны быть в фуражках, независимо летом или зимой. Внимательный читатель вправе задать вопрос: почему на сцене музыканты должны быть в фуражках? Ответ прост – в армии случается так, что в толковое дело непременно проникает хоть небольшая, но обязательно досадная или курьёзная деталь, над которой впоследствии можно потешаться. Традиция это или несуразица, трудно сказать, но армия без таких курьёзов как бы и не армия даже.
А такое единообразие предназначалось для того, чтобы не раздражать зрителя наличием в оркестре плохо причёсанных, кудрявых или лысых музыкантов. Хотя по законам природы наличие в обществе лысых людей явление, в общем-то, вполне естественное, но когда на сцене находится военный оркестр, такого «безобразия» допускать нельзя. А коль так, то для обеспечения единообразия – фуражки в самый раз, ведь в армии всё должно быть однообразно, даже если очень глупо, а впрочем, благодарите, что не поступила команда одеть – шапки-ушанки.
В целом же форма одежды срочнослужащих солдат и воспитанников улучшилась. К примеру, шинели для музыкантов шились двубортные и из такого же сукна, как и для сверхсрочнослужащих, чем рядовые музыканты очень гордились.
Но наличие на груди у солдат и воспитанников оркестра двух рядов пуговиц принесло для них и немало хлопот. Дело в том, что при нахождении в увольнении или при посещении воспитанниками школы их часто задерживал патрульный наряд, предупреждая о нарушении формы одежды, а то и вовсе задерживал до выяснения вопроса.
Кроме новой формы одежды начал обогащаться и музыкальный репертуар военных оркестров. В оркестры стали поступать сборники служебно-строевого репертуара, что дало возможность упорядочить обеспечение мероприятий по военно-оркестровой службе. Стали также поступать произведения концертного репертуара, инструментованные в доступной форме для духовых оркестров полкового звена.
Концертный репертуар состоял в основном из музыки к кинофильмам или увертюр из классического репертуара, переложенных для духового оркестра, различных фантазий и рапсодий, написанных военными дирижёрами или преподавателями института дирижёров, которыми в то время очень увлекались самодеятельные композиторы.
К их числу относятся увертюры к кинофильмам: «Кубанские казаки», «Дети капитана Гранта», музыка из оперетты «Вольный ветер» И.О.Дунаевского, «Советская рапсодия» В.С.Рунова на темы песен А.Г.Новикова, «Первая красноармейская сюита» В.Я.Кручинина. Немало было издано других произведений средней степени сложности.
Некоторые дирижёры, в оркестре которых были музыканты более высокой квалификации, на свой страх и риск в концертный репертуар включали более сложные увертюры: «Кориолан», «Эгмонт» Л.Бетховена, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе и другие произведения с более сложной фактурой.
Для повышения исполнительского мастерства музыкантов значительную роль сыграли поставляемые централизованным порядком школы игры и сборники этюдов для духовых и ударных музыкальных инструментов. Среди которых: «Школа для флейты» Н.Платонова, «Школа игры на кларнете» и «Упражнения для развития техники на кларнете» С.Розанова, «Полная школа игры на корнете-а-пистоне и трубе» Ж. Арбана, «Прогрессивная школа обучения на трубе» М. Табакова и многие другие. Особую роль в повышении исполнительского мастерства военных музыкантов играла «Школа коллективной игры для духового оркестра» В.Блажевича. Жаль, что в настоящее время к помощи этого музыкального экзерсúса военные дирижёры обращаются, не так часто, а в отдельных случаях об этой школе вообще забыли.
Можно назвать ещё много школ и учебных пособий, которые оказывали и оказывают большую помощь военным музыкантам, но о песенно-танцевальном репертуаре тех лет в такой превосходной степени отозваться нельзя. В войска иногда доставлялись некоторые песни отдельными изданиями, но сборники танцевального или песенного репертуара не поступали вообще.
В послевоенные годы репертуар военных оркестров состоял в основном из песен военного времени, таких как: «Синий платочек», «В городском саду играет духовой оркестр» и других, но ведущим и самым популярным жанром по-прежнему оставался всё-таки марш.
В те далёкие годы отсутствовало телевидение и не всегда удавалось услышать радио, не было магнитофонов и другой техники для звукозаписи, поэтому военные дирижёры вынуждены были по памяти наносить на нотный стан те или иные мелодии, услышанные с патефонных пластинок, гармонизовать и инструментовать их для духового оркестра. Радио было единственным источником информации. С его помощью советские люди слушали не только последние известия и музыку, но и «смотрели» глазами спортивного комментатора Вадима Синявского трансляции о футбольных играх, проходивших на стадионах Москвы.
По всей стране на танцплощадках, в парках и площадях, где играли духовые оркестры, звучали одни и те же произведения песенно-танцевального репертуара типа: «Рио-Рита», «В парке Чаир», «Домино», различные старинные танго, польки, фокстроты и вальсы. В библиотеках военных оркестров был один единственный сборник, назывался он «Сборник песен народов СССР», который изобиловал старинными песнями среднеазиатских и закавказских республик, направленность которых - укреплять дружбу народов СССР.
Более опытные и владеющие искусством инструментовки дирижёры иногда пополняли репертуар своих оркестров лично инструментованными новинками, но в силу известных причин проникновение их в другие оркестры было невозможно.
Концертный репертуар изобиловал сюитами и увертюрами В.Кручинина, М.Ипполитова-Иванова, Н.Иванова-Радкевича и других композиторов, в произведениях которых в избытке звучала революционная тематика о кавалерийских сражениях, боевых походах и рейдах Красной Армии, где непременно присутствовала мелодия революционной песни о знаменитой тачанке с не менее знаменитым молодым пулемётчиком. Но ничего не поделаешь, такое было время, тогда все сферы культурных цивилизованных проявлений советская действительность понуждала к политизации. Идеологической политизации подвергались не только литература или театр, но и музыкальное искусство, требуя от композиторов сочинять о революционной, боевой и масштабной действительности.
Такой подход иногда оправдывал себя, особенно он был необходим в годы Великой Отечественной войны, когда возникла настоятельная необходимость пробудить в народе патриотические чувства, сплотить и вдохновить его на подвиги, и как показало время, этот подход себя оправдал. Но согласиться с обстоятельством, когда содержание произведения не соответствует реальной жизни народа никак нельзя. В обстановке диктата композиторы, как впрочем и другие деятели культуры, вынуждены были подчинить своё творчество единственному принципу, который утверждал: если не хочешь принять сегодняшнюю ситуацию в стране, то измени к ней своё отношение. Вот и приходилось многим из них идти наперекор своей совести.
Такая позиция отрицательно влияла на творчество композиторов и естественно значительно ограничивала свободный полёт их таланта. Композиторы прекрасно понимали, что, не соответствуя такой установке, произведение не может быть одобрено художественным советом и в лучшем случае ляжет в стол, а в худшем – в мусорную корзину, да ещё и в прессе будет сказано немало нелицеприятных слов.
Руководствуясь таким принципом, сочиняя музыку, композиторы вынуждены были основываться на превосходстве социалистического строя, причём художественное достоинство произведения должно совпадать с задачами коммунистического воспитания трудящихся.
Именно в такие рамки советские идеологи ставили работников культуры и искусства. Но, как бы ни оправдывались в своих трудах исследователи - защитники коммунистического прошлого, будь они реалисты или прагматики, опровергнуть этот факт им не удастся.
Подчиняясь таким жёстким идеологическим установкам, многие композиторы даже не пытались ставить перед собой задачу сочинять красивую, приятную для человеческого слуха музыку. В советское время режиссёрами кино, художниками, писателями, поэтами и композиторами создано огромное количество различных произведений. И во всех этих видах искусств, лидирующее положение, конечно же, занимала и сегодня занимает песня.
В предвоенные, военные и особенно послевоенные годы более жизнерадостного и целеустремлённого вида искусства, чем советская песня, ничего подобного создано не было. В содержании большинства из них пропагандировался советский образ жизни, зачастую приукрашенный и не соответствовавший реальной действительности. Примером могут служить песни из кинофильма «Кубанские казаки».
Этот яркий, оптимистический фильм наполнен жизнерадостностью народа, изобилием продуктов питания и товаров народного потребления, к тому же фильм сдобрен весёлой жизнеутверждающей, энергичной музыкой, написанной И.О.Дунаевским.
Казалось, что народ живёт полнокровной весёлой и трудовой жизнью. Реально же, когда снимался этот фильм, в стране свирепствовала послевоенная разруха и катастрофическая нехватка продуктов питания. Словом, несоответствие с реальной действительностью налицо.
Песня это самый доступный и популярный в народе вид искусств, с помощью песни очень легко рекламировать и пропагандировать даже то, чего не существует на самом деле. С её помощью, искусно сглаживая отрицательные стороны действительности, можно приукрасить жизнь. Именно поэтому советские идеологические работники активно популяризировали и с помощью радио и кино внедряли песни в обиход каждодневной рутинной жизни советских людей.
Известно, что жизнь, во всех её проявлениях, это тяжёлый, изнурительный труд. Каждый в своей жизни стремится стать человеком с большой буквы, но не всем это удаётся. В этом плане прекрасную рекомендацию дал Антуан Сент-Экзюпери, который сказал: «Надо много пережить, чтобы стать человеком».*
Поэтому мысли и действия человека неизменно направлены на то, чтобы выжить, выдержать все испытания предназначенные ему судьбой. Для разнообразия своей жизни, человеческий разум изобрёл много различных способов, к их числу можно отнести старинный крестьянский святочный обряд «колядка», где люди ходят по дворам с пением песен, собирая угощенья. Этот обряд до сих пор практикуется по всей России: на Рождество, на Святки, на Новый год. Человеком придуманы разные культурные ценности. К примеру: – музыка и театр, юмор и футбол, танцы, телевидение и чудо XX века – компьютер.
Человеческим разумом и в дальнейшем будет создано много чудес, все они будут направлены для осуществления одной цели: облегчить свою жизнь, украсить и разнообразить её во всех проявлениях, а главное защитить себя от всяческих невзгод. Человек придумал не только песню, но и веру. Он хочет верить, что должно быть как в природе, к примеру: после зимы наступит весна, а затем лето и всё окружающее возродится и расцветёт. По такой же схеме в жизни человека протекают все неурядицы, если таковые имеются, но они обязательно заканчиваются и, – наступает нормальная, прекрасная жизнь.
Всё живое на свете дорожит собственной сущностью, человек в этом - не исключение. Поэтому не будем впадать в уныние, а продолжим повествование о земной и реальной жизни. Хотя И.В.Петрову и не удалось осуществить значительную часть задуманного, тем не менее, пребывая в течение неполных восьми лет (1950 - 1958) на главной должности Военно-оркестровой службы, он успел реализовать столько полезных дел, сколько его последователям не удавалось сделать на протяжении почти полувека. Вот уж действительно, кто направляет свои усилия на добрые дела – всегда сильнее других.
Материал подготовлен с использованием:
* В.Н.Балязин. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. ОЛМА-ПРЕСС. М., 2004, с.762.