Продолжая описание событий по принципу поступательного развития, необходимо заметить, что и на должности начальника оркестровой службы Одесского военного округа И.В. Петров развернул такую активную творческую деятельность, что его энергии хватило бы на десятерых самых активных «доброжелателей», – этим он подтвердил бытующую в творческих кругах крылатую поговорку: «Талант, он и в Африке талант».
А в стране тем временем политическая обстановка менялась с калейдоскопической скоростью. В руководстве страной на смену одних «вождей», применяя интриги и заговоры, приходили другие, а вместе с их приходом менялся политический и моральный климат в обществе.
Годы хрущёвской оттепели были насыщены событиями, многие из которых, носили прямо-таки анекдотический характер. Лидер настолько был популярен в стране и за её пределами, что его речами, опубликованными в прессе, зачитывалось всё грамотное население планеты. Текст его выступлений изобиловал шутками, прибаутками, пословицами и поговорками, что казалось, именно в них содержится вся интрига мысли.
Его пространные речи печатались во всех средствах массовой информации Советского Союза, начиная с главной коммунистической газеты «Правда» и заканчивая популярным среди детей маленьким журнальчиком «Мурзилка».
Тексты для выступлений с общественных трибун составляли люди – знавшие его тягу к всевозможным народным шуткам да прибауткам, поэтому в каждом удобном случае в текст его выступлений перед массами они искусно вплетали забавные, подчас рифмованные народные прибаутки. Текст получался как бы народным и как ни парадоксально в итоге люди «горячо одобряли» содержание текста, а вместе с ним и линию партии.
По инициативе лидера в стране производились всевозможные не популярные в народе территориально-эконо-мические эксперименты. Создавались совхозы, совнархозы, укрупнения, разукрупнения различных предприятий народного хозяйства, но в конечном итоге эти мероприятия не привнесли в жизнь простых тружеников никаких улучшений.
Подобные эксперименты не миновали и армию. В ней стали проводиться малооправданные и не популярные среди офицерского состава чистки. Начало таким мероприятиям положило снятие с поста Министра обороны легендарного маршала Советского Союза Г.К.Жукова.
В армии стали настойчиво внедрять физические нагрузки для офицерского состава в виде кроссов, упражнений на гимнастических снарядах, марш-бросков и пр. Эти мероприятия в среде офицеров вызвали естественное недовольство.
Казалось бы, в основе своей мероприятия преследовали благовидную цель – натренировать, закалить и сделать крепким здоровье офицерского состава. Но не следует забывать, что в тот период в вооружённых силах был большой процент офицеров принимавших участие в боях.
Многие из них, не успели избавиться от психологического стресса, да и ранения давали о себе знать. Это обстоятельство определяло состояние здоровья каждого из них, но нормативы физической подготовки, невзирая на возраст и ранения для всех были одинаковыми.
Это и послужило причиной тому, что многие офицеры вынуждены были досрочно уволиться из Вооружённых Сил, унося с собой горечь несправедливости и обиду на государство и армию. В результате армия лишилась опытных командиров прошедших горнило войны.
В эти же годы были пересмотрены и стали внедряться в повседневную жизнь армии новые уставы – основные положения порядка и правил поведения военнослужащих. К сожалению, из-за поспешности они не прошли детальную экспертизу, в результате изобиловали многими грамматическими ошибками и даже курьёзами.
Так, в строевом уставе для приведения в надлежащий порядок внешнего вида военнослужащего вместо команды «заправиться» по редакторскому недосмотру или умышленно была написана команда «оправиться»! Такой казус вызывал смех в солдатском строю, что естественно не прибавляло армии авторитета. В этом же уставе была введена новая статья, в которой излагались требования вызывавшие протест в душе русского солдата. В частности, предписывалось, чтобы одиночные и групповые передвижения пешим порядком по территории военного городка осуществлялись только бегом или строевым шагом, а при нахождении в увольнении вне территории части младшие по званию отдавали честь, совершая движение строевым шагом на расстоянии десяти метров до приближения старшего начальника. В результате эта статья устава резко сократила число желающих ходить в увольнение.
Конечно же, такое требование оскорбляло достоинство младших военнослужащих, вызывало у них отрицательные эмоции и даже протест, а равных по званию эта статья приводила в замешательство. На вопрос: кто же из них обязан отдавать честь первым? Командиры нашли оригинальный ответ: первым должен отдавать честь тот, у кого выше интеллект. Вот и весь сказ!
Из-за неточностей формулировок некоторых статей новых уставов и расплывчатым смыслом их содержания, среди солдат родился анекдот.
Суть его заключалась в следующем: солдат находясь в увольнении, переходя по мосту через реку, встретил на своём пути генерала. За десять шагов, как положено по уставу он перешёл на строевой шаг, но от волнения, отдавая честь, приложил к головному убору левую руку (!). Генерал остановил солдата и спросил: «Товарищ солдат, почему вы отдаёте честь левой рукой? На что находчивый солдат бодро ответил: «Товарищ генерал согласно новому уставу честь на мосту отдаётся левой рукой». Генерал озадаченно задумался, но по достоинству оценив солдатскую находчивость, промолвил: - «Молодец! Передайте своему командиру, чтобы он вас поощрил за «хорошее» знание строевого устава». Солдат бодро ответил: «есть!», и с ухмылкой пошёл своим путём.
В содержании этого анекдота прослеживается закономерность, отражающая определённый временной промежуток в жизни армии.
Но, все же, тираж этого устава был немедленно изъят, а спустя некоторое время на смену ему поступил новый устав, но армии был нанесён значительный моральный и материальный ущерб. Кстати, во вновь поступившем в войска уставе, было ликвидировано слово - «слушаюсь», которое обязан был произносить подчинённый при получении приказа или распоряжения старшего начальника. Слово «слушаюсь» было удалено и вставлено слово «есть», которое в основе своей несёт практически тот же смысл, но в принципе имеет более лояльное состояние, сближающее людей при решении тех или иных задач. Слово «есть» в армейский устав перенесено из флотского устава, где оно применялось исторически.
После окончания Великой Отечественной войны в военные оркестры стали поступать трофейные музыкальные инструменты, благодаря чему инструментарий оркестров немного улучшился, но вопрос укомплектования квалифицированными музыкантами оставался открытым. Музыкальные училища, которых по стране было очень мало, духовиков-исполнителей выпускали мизерное количество, поэтому военные дирижёры вынуждены были зачислять на сверхсрочную службу солдат-музыкантов, обученных в течение трёх лет игре на духовом инструменте в период их срочной службы в оркестре. Дирижёров, имеющих специальное образование, также не хватало. Во многих оркестрах эту должность исполняли наиболее подготовленные музыканты сверхсрочной службы.
С учреждением в 1946 году Высшего училища военных дирижёров увеличился и состав учащихся в этом учебном заведении. В результате в войска стали поступать квалифицированные военные дирижёры, что способствовало повышению исполнительского мастерства военных оркестров.
В 1952 году был произведён тщательный анализ учебного процесса Военно-морского отделения при Ленинградской консерватории, готовившего военных дирижёров для флота. В результате было принято решение о возвращении морского отделения в Москву и в дальнейшем готовить кадры для флота в Институте военных дирижёров. В Ленинградской консерватории был оставлен только выпускной курс.
Справедливости ради надо заметить, что профессиональная дирижёрская подготовка прибывших из Ленинградской консерватории слушателей, была выше, нежели у слушателей Института военных дирижёров так утверждают однокурсники тех лет. Что же касается других дисциплин, то слушатели обоих учебных заведений были подготовлены примерно одинаково.
Объяснялось тем, что Военно-морское отделение Ленинградской консерватории было малочисленным, что позволяло на конкурсной основе отбирать для обучения наиболее одарённых абитуриентов.
Не последнюю роль в этом вопросе сыграли и традиции Санкт-Петербургской дирижёрской школы, основу которой заложили известные мастера дирижёрского искусства И.А.Мусин, Б.А.Анисимов, А.В.Березин, Н.Н.Черепнин и другие. Таким образом, подготовка военно-дирижёрских кадров для всех силовых ведомств СССР была сосредоточена в Москве в учебном центре, которым явился Институт военных дирижёров.
В середине XX века, в те годы, когда во главе Института военных дирижёров стоял И.В.Петров, на всех кафедрах Института была проведена интенсивная работа по созданию фундаментальных учебников и учебно-методических пособий для подготовки военных дирижёров высокой квалификации. В частности, на кафедре инструментовки и чтения партитур впервые было создано учебное пособие «Курс инструментовки для духового оркестра», в котором излагались принципы построения оркестровых групп в партитуре и основные правила построения аккордов в этих группах. Описывались тембровые характеристики музыкальных инструментов, их диапазон, аппликатурные и транспонирующие особенности. Устанавливался порядок и правила переложений музыкальных произведений для различных составов духовых оркестров.
На дирижёрской кафедре подготовлено и издано «Методическое пособие по дирижированию» с приложением хрестоматии музыкальных примеров в виде клавира.
Особенно плодотворно в вопросе изданий школ, хрестоматий и учебных пособий велась работа на кафедре инструментов духового оркестра. Преподавателями этой кафедры было написано большое количество школ по обучению игре на флейте, кларнете, валторне, трубе, тромбоне, тубе и ударных музыкальных инструментах. Эти профилирующие кафедры и в настоящее время находятся в творческом процессе, активно пополняя учебный фонд.
А в стране тем временем политическая обстановка менялась с калейдоскопической скоростью. В руководстве страной на смену одних «вождей», применяя интриги и заговоры, приходили другие, а вместе с их приходом менялся политический и моральный климат в обществе.
Годы хрущёвской оттепели были насыщены событиями, многие из которых, носили прямо-таки анекдотический характер. Лидер настолько был популярен в стране и за её пределами, что его речами, опубликованными в прессе, зачитывалось всё грамотное население планеты. Текст его выступлений изобиловал шутками, прибаутками, пословицами и поговорками, что казалось, именно в них содержится вся интрига мысли.
Его пространные речи печатались во всех средствах массовой информации Советского Союза, начиная с главной коммунистической газеты «Правда» и заканчивая популярным среди детей маленьким журнальчиком «Мурзилка».
Тексты для выступлений с общественных трибун составляли люди – знавшие его тягу к всевозможным народным шуткам да прибауткам, поэтому в каждом удобном случае в текст его выступлений перед массами они искусно вплетали забавные, подчас рифмованные народные прибаутки. Текст получался как бы народным и как ни парадоксально в итоге люди «горячо одобряли» содержание текста, а вместе с ним и линию партии.
По инициативе лидера в стране производились всевозможные не популярные в народе территориально-эконо-мические эксперименты. Создавались совхозы, совнархозы, укрупнения, разукрупнения различных предприятий народного хозяйства, но в конечном итоге эти мероприятия не привнесли в жизнь простых тружеников никаких улучшений.
Подобные эксперименты не миновали и армию. В ней стали проводиться малооправданные и не популярные среди офицерского состава чистки. Начало таким мероприятиям положило снятие с поста Министра обороны легендарного маршала Советского Союза Г.К.Жукова.
В армии стали настойчиво внедрять физические нагрузки для офицерского состава в виде кроссов, упражнений на гимнастических снарядах, марш-бросков и пр. Эти мероприятия в среде офицеров вызвали естественное недовольство.
Казалось бы, в основе своей мероприятия преследовали благовидную цель – натренировать, закалить и сделать крепким здоровье офицерского состава. Но не следует забывать, что в тот период в вооружённых силах был большой процент офицеров принимавших участие в боях.
Многие из них, не успели избавиться от психологического стресса, да и ранения давали о себе знать. Это обстоятельство определяло состояние здоровья каждого из них, но нормативы физической подготовки, невзирая на возраст и ранения для всех были одинаковыми.
Это и послужило причиной тому, что многие офицеры вынуждены были досрочно уволиться из Вооружённых Сил, унося с собой горечь несправедливости и обиду на государство и армию. В результате армия лишилась опытных командиров прошедших горнило войны.
В эти же годы были пересмотрены и стали внедряться в повседневную жизнь армии новые уставы – основные положения порядка и правил поведения военнослужащих. К сожалению, из-за поспешности они не прошли детальную экспертизу, в результате изобиловали многими грамматическими ошибками и даже курьёзами.
Так, в строевом уставе для приведения в надлежащий порядок внешнего вида военнослужащего вместо команды «заправиться» по редакторскому недосмотру или умышленно была написана команда «оправиться»! Такой казус вызывал смех в солдатском строю, что естественно не прибавляло армии авторитета. В этом же уставе была введена новая статья, в которой излагались требования вызывавшие протест в душе русского солдата. В частности, предписывалось, чтобы одиночные и групповые передвижения пешим порядком по территории военного городка осуществлялись только бегом или строевым шагом, а при нахождении в увольнении вне территории части младшие по званию отдавали честь, совершая движение строевым шагом на расстоянии десяти метров до приближения старшего начальника. В результате эта статья устава резко сократила число желающих ходить в увольнение.
Конечно же, такое требование оскорбляло достоинство младших военнослужащих, вызывало у них отрицательные эмоции и даже протест, а равных по званию эта статья приводила в замешательство. На вопрос: кто же из них обязан отдавать честь первым? Командиры нашли оригинальный ответ: первым должен отдавать честь тот, у кого выше интеллект. Вот и весь сказ!
Из-за неточностей формулировок некоторых статей новых уставов и расплывчатым смыслом их содержания, среди солдат родился анекдот.
Суть его заключалась в следующем: солдат находясь в увольнении, переходя по мосту через реку, встретил на своём пути генерала. За десять шагов, как положено по уставу он перешёл на строевой шаг, но от волнения, отдавая честь, приложил к головному убору левую руку (!). Генерал остановил солдата и спросил: «Товарищ солдат, почему вы отдаёте честь левой рукой? На что находчивый солдат бодро ответил: «Товарищ генерал согласно новому уставу честь на мосту отдаётся левой рукой». Генерал озадаченно задумался, но по достоинству оценив солдатскую находчивость, промолвил: - «Молодец! Передайте своему командиру, чтобы он вас поощрил за «хорошее» знание строевого устава». Солдат бодро ответил: «есть!», и с ухмылкой пошёл своим путём.
В содержании этого анекдота прослеживается закономерность, отражающая определённый временной промежуток в жизни армии.
Но, все же, тираж этого устава был немедленно изъят, а спустя некоторое время на смену ему поступил новый устав, но армии был нанесён значительный моральный и материальный ущерб. Кстати, во вновь поступившем в войска уставе, было ликвидировано слово - «слушаюсь», которое обязан был произносить подчинённый при получении приказа или распоряжения старшего начальника. Слово «слушаюсь» было удалено и вставлено слово «есть», которое в основе своей несёт практически тот же смысл, но в принципе имеет более лояльное состояние, сближающее людей при решении тех или иных задач. Слово «есть» в армейский устав перенесено из флотского устава, где оно применялось исторически.
После окончания Великой Отечественной войны в военные оркестры стали поступать трофейные музыкальные инструменты, благодаря чему инструментарий оркестров немного улучшился, но вопрос укомплектования квалифицированными музыкантами оставался открытым. Музыкальные училища, которых по стране было очень мало, духовиков-исполнителей выпускали мизерное количество, поэтому военные дирижёры вынуждены были зачислять на сверхсрочную службу солдат-музыкантов, обученных в течение трёх лет игре на духовом инструменте в период их срочной службы в оркестре. Дирижёров, имеющих специальное образование, также не хватало. Во многих оркестрах эту должность исполняли наиболее подготовленные музыканты сверхсрочной службы.
С учреждением в 1946 году Высшего училища военных дирижёров увеличился и состав учащихся в этом учебном заведении. В результате в войска стали поступать квалифицированные военные дирижёры, что способствовало повышению исполнительского мастерства военных оркестров.
В 1952 году был произведён тщательный анализ учебного процесса Военно-морского отделения при Ленинградской консерватории, готовившего военных дирижёров для флота. В результате было принято решение о возвращении морского отделения в Москву и в дальнейшем готовить кадры для флота в Институте военных дирижёров. В Ленинградской консерватории был оставлен только выпускной курс.
Справедливости ради надо заметить, что профессиональная дирижёрская подготовка прибывших из Ленинградской консерватории слушателей, была выше, нежели у слушателей Института военных дирижёров так утверждают однокурсники тех лет. Что же касается других дисциплин, то слушатели обоих учебных заведений были подготовлены примерно одинаково.
Объяснялось тем, что Военно-морское отделение Ленинградской консерватории было малочисленным, что позволяло на конкурсной основе отбирать для обучения наиболее одарённых абитуриентов.
Не последнюю роль в этом вопросе сыграли и традиции Санкт-Петербургской дирижёрской школы, основу которой заложили известные мастера дирижёрского искусства И.А.Мусин, Б.А.Анисимов, А.В.Березин, Н.Н.Черепнин и другие. Таким образом, подготовка военно-дирижёрских кадров для всех силовых ведомств СССР была сосредоточена в Москве в учебном центре, которым явился Институт военных дирижёров.
В середине XX века, в те годы, когда во главе Института военных дирижёров стоял И.В.Петров, на всех кафедрах Института была проведена интенсивная работа по созданию фундаментальных учебников и учебно-методических пособий для подготовки военных дирижёров высокой квалификации. В частности, на кафедре инструментовки и чтения партитур впервые было создано учебное пособие «Курс инструментовки для духового оркестра», в котором излагались принципы построения оркестровых групп в партитуре и основные правила построения аккордов в этих группах. Описывались тембровые характеристики музыкальных инструментов, их диапазон, аппликатурные и транспонирующие особенности. Устанавливался порядок и правила переложений музыкальных произведений для различных составов духовых оркестров.
На дирижёрской кафедре подготовлено и издано «Методическое пособие по дирижированию» с приложением хрестоматии музыкальных примеров в виде клавира.
Особенно плодотворно в вопросе изданий школ, хрестоматий и учебных пособий велась работа на кафедре инструментов духового оркестра. Преподавателями этой кафедры было написано большое количество школ по обучению игре на флейте, кларнете, валторне, трубе, тромбоне, тубе и ударных музыкальных инструментах. Эти профилирующие кафедры и в настоящее время находятся в творческом процессе, активно пополняя учебный фонд.