Кроме реформаторской работы И.В.Петров занимался и композиторской деятельностью. Им сочинено несколько маршей, но справедливости ради надо заметить, что его марши не оставили заметного следа в репертуаре военных оркестров, в силу отсутствия той искрометности и притягательности которая прослеживается в маршах С.А.Чернецкого, превзойти которого весьма сложно.
Для военных музыкантов, эталоном создателя военного марша является именно С.А.Чернецкий. Утверждать это категорично может и не следует, ведь все течёт, все изменяется и в будущем непременно появятся молодые таланты, которые может и отодвинут его на второй план, что маловероятно, но на данном этапе развития военного марша его пока никто не превзошёл. В маршах С.А.Чернецкого присутствует та изюминка, имя которой - «душа», а всякое творение становится лишь тогда шедевром, если при его создании соблюдено именно это условие. Только при таком положении произведение будет любимо не только ныне живущим, но и грядущим поколением. В этом вопросе ярким примером могут служить старинные вальсы: «На сопках Маньчжурии» И Шатрова, «Берёзка» Е.Дрейзина, «Амурские волны» М.Кюсса, «Грусть» Н. Бакалейникова, «Тоска» М.Обычайко, «Дунайские волны» И. Ивановичи, «Ожидание» Г. Китлера, «Оборванные струны» П. Гапона, «Лесная сказка» В. Беккера и другие произведения, написанные военными дирижёрами для духового оркестра:
Жизнь показала, что музыка, написанная начальниками Военно-оркестровой службы, исполняется оркестрами до тех пор, пока автор у руля руководства. С появлением нового начальника, исполняется уже его музыка, таков порядок военной толерантности, но справедливости ради надо сказать, что в этом плане С.А.Чернецкий является исключением.
Ну, да ладно, шут с ними с маршами. В конечном итоге не в них дело. Если музыку, сочинённую И.В.Петровым, не играют военные оркестры, от этого не потускнеет одна из самых ярких страниц в истории развития Военно-оркестровой службы России. И чем дальше уходит время, тем живее ощущается благородная роль этой яркой личности, замечательного подвижника, посвятившего свою жизнь высокой цели - развитию военной музыки в России.
Применять к его деятельности слово «идеал» надо с большой осторожностью, чтобы никого не оглушить, ни тех, кто приветствует и тех, кто осуждает новаторские изыски этого человека. Но с большой долей уверенности можно сказать, что в вопросе реформирования Военно-ор-кестровой службы генерал-майор И.В.Петров на голову перерос коллег своего времени. К сожалению, такие лестные слова к его последователям говорить не приходится.
И.В.Петров оставил неизгладимый след в истории развития Военно-оркестровой службы и на определённом отрезке времени явился своеобразным катализатором нового подхода. Его преобразования дали импульс ускорения, до наших дней они служат основой в решении насущных проблем оркестрового дела в Российской Армии.
В среде военно-музыкальной общественности распространён слух, что при управлении сводным оркестром на Красной площади С.А.Чернецкий как дирижёр находился спиной к оркестру. И только с приходом И.В.Петрова на должность начальника Военно-оркестровой службы эта несуразица была ликвидирована. И.В.Петров якобы убедил членов политбюро, что при управлении оркестром дирижёр обязан стоять лицом к нему, а не к Мавзолею и правительству. В конце концов, не правительством же он дирижирует. Вымысел это или было так на самом деле - судить трудно. Тем не менее; сын Ивана Васильевича - Валерий Иванович в своих воспоминаниях пишет:
«В 1948 году, когда командование поручает И.В.Петрову (тогда начальнику Высшего училища военных дирижёров) руководство сводным оркестром Московского гарнизона и проведение парадов на Красной площади, дирижёр для пользы дела находит целесообразным отказаться от дирижёров-дублёров и поворачивается к оркестру лицом».*
Если же действительно было так, как утверждает его сын, то в смелости и решительности этому человеку отказать трудно. Этот пример ещё раз подтверждает, что люди такого плана способны на многое.
И.В.Петров при управлении оркестром на Красной площади в Москве, отказался от прежнего порядка построения оркестра, также отказался и от дирижёров-дублёров, а для дирижёрского контакта с музыкантами сводного оркестра он повернул правую и левую половину оркестра вполоборота к середине строя. Таким образом, все музыканты оркестра видели жесты дирижёра, в результате синхронность игры всего коллектива соблюдалась.
В настоящее время внесены более практичные и, по мнению многих военных дирижёров, разумные изменения, в результате которых и дирижёр стоит к оркестру лицом, и повороты флангов к центру отменены. Возвращены дирижёры-дублёры, которые стоят спиной к оркестру, держа в руках тамбурштоки, синхронизируя темп – заданный главным дирижёром. В результате личный состав построен согласно уставу ровными шеренгами и синхронность игры оркестра соблюдена.
Уволившись из армии, И.В.Петров вскоре зажёгся идеей создания Государственного духового оркестра РСФСР и с присущей ему энергией и деловитостью в течение сравнительно короткого времени создал оркестр и стал его художественным руководителем и главным дирижёром (1970).
Вне всякого сомнения, генерал-майор И.В.Петров был и поныне остаётся тем маяком, который служит примером для его последователей. Об этом замечательном человеке молодое поколение военных дирижёров не очень информировано. Старшее поколение военных дирижёров высказывает недоумение, что дело И.В.Петрова предано забвению, словно костлявая рука волюнтаризма и развенчания культа личности до сих пор витает в лабиринтах военной музыки, выискивая очередную безвинную жертву.
Известно, что как нет в мире абсолютного зла, так нет и абсолютного добра, но вселенная постоянно находится в согласованной гармонии. Нарушить это незыблемое вселенское равновесие, никому не дано.
Но не надо забывать и о том, что в жизни существуют также рутинные состояния, и есть люди, которые эти состояния стремятся разрушить, и, зачастую им это удаётся.
Одним из таких людей и был И.В.Петров, который не согласился с состоянием застоя в военно-оркестровом хозяйстве, не дрогнул перед очевидными трудностями, а смело и решительно взялся за реформы и завершил их успешно. За это ему честь, хвала и большая признательность от всей дирижёрской когорты. Человек, положивший на алтарь Военно-оркестровой службы много сил и энергии, заслуживает более пристального внимания и уважения к себе. Это не значит, что его необходимо превозносить и канонизировать, создавая вокруг него ореол славы. По истечении многих лет, сегодня мы убеждаемся в том, что все его дела и устремления не пропали даром. И нет сомнения в том, что в учебниках по истории военной музыки, в классах и аудиториях Института рядом с портретами А.В.Александрова, С.А.Чернецкого и других видных деятелей, внесших достойный вклад в развитие военной музыки, появится также и портрет И.В.Петрова.
Много полезных и нужных дел для Военно-оркестровой службы Советской Армии сделал И.В.Петров, но сделал бы он ещё больше, не окажись в его окружении завистников. Но ничего не поделаешь, видимо не судьба. А жаль. Жаль потому, что в его в лице армейские музыканты потеряли незаурядную личность, человека влюблённого в своё дело и преданно служившего ему на протяжении всей своей замечательной жизни.
Можно ли считать И.В.Петрова счастливым человеком? Очевидно, нет. Нет, потому, что счастье, как с некоторой иронией говорят в народе, - это когда тебе все завидуют, а унизить – не могут. В нашем же случае завистники унизили не только генерала, но и всю Военно-оркестровую службу. Так что вряд ли его можно отнести к категории счастливых людей. Своё отношение и мнение о начальнике Военно-оркестровой службы, будь то о И.В.Петрове, или его последователях – дело личное. Отношения складываются в силу разных причин: кому-то не удалось осуществить свои устремления, кто-то был посрамлён за нерадивую работу и обиделся навеки и т.д., в целом же оценивать деятельность надо не с позиций личных обид и амбиций, а с позиций заслуг руководителя.
Умер И.В.Петров в 1975 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, там, где нашли свой последний покой многие представители литературного и музыкального искусства: С.Гулак-Артемовский - автор оперы «Запорожец за Дунаем», поэт С. Есенин, бард Б.Окуджава, военный капельмейстер В.Агапкин – автор прославленного марша «Прощание славянки», бард-песенник, артист театра на Таганке В.Высоцкий и другие известные деятели искусства, литературы и науки.
В дни юбилейных дат возле могилы И.В.Петрова собираются его родные, близкие и знакомые, а также курсанты Института дирижёров, чтобы почтить память и высказать добрые слова в адрес этого замечательного человека. На этом мероприятии старшее поколение военных дирижёров рассказывает молодым курсантам, будущим военным дирижёрам малоизвестные или совсем неизвестные страницы из творческой и созидательной биографии И.В.Петрова. Сегодня можно наблюдать, как в честь людей внёсших большой вклад в развитие науки и техники, в дело образования того или иного учебного заведения или в честь достижений предприятия, этим учреждениям или учебным заведениям присваиваются их имена.
Наверное, было бы справедливым возродить эту традицию и в Институте дирижёров, ведь были же классы, названные в честь преподавателей-корифеев военно-дирижёрского образования, вложивших значительные силы и знания в обучение и воспитание молодого поколения военных дирижёров. Надо полагать, что в этом есть положительный смысл. К примеру, Институту военных дирижёров можно присвоить имя выдающегося русского композитора, педагога и дирижёра, профессора С-Петербургской консерватории офицера Военно-морского Флота Н.А.Римского-Корсакова, который в течение ряда лет был инспектором музыкальных хоров Морского ведомства. Что касается кафедр, здесь тоже есть свои корифеи, в честь которых можно назвать каждую кафедру. Такое мероприятие должно рассматриваться на учёном совете и осуществляться только после его положительного решения.
На каждой кафедре в течение многих десятков лет трудилась целая плеяда преподавателей, внесших достойный вклад не только в обучение и воспитание высокообразованных молодых дирижёров, но вместе с тем они трудились над созданием учебников и учебных пособий, формировали, так сказать, базис, на котором основывалось обучение этих специалистов.
Эти люди большую часть своей жизни положили на алтарь подготовки молодых военных дирижёров, они создали основу теоретических и практических методологий обучения и воспитания военных дирижёров. Их именами по праву могут быть названы соответствующие кафедры Института военных дирижёров. Такой высокой чести они вполне заслуживают.
Материал подготовлен с использованием:
* В. И.Петров. Статьи, воспоминания, материалы. Издательство «Советский композитор». М., 1983, с. 22.
Для военных музыкантов, эталоном создателя военного марша является именно С.А.Чернецкий. Утверждать это категорично может и не следует, ведь все течёт, все изменяется и в будущем непременно появятся молодые таланты, которые может и отодвинут его на второй план, что маловероятно, но на данном этапе развития военного марша его пока никто не превзошёл. В маршах С.А.Чернецкого присутствует та изюминка, имя которой - «душа», а всякое творение становится лишь тогда шедевром, если при его создании соблюдено именно это условие. Только при таком положении произведение будет любимо не только ныне живущим, но и грядущим поколением. В этом вопросе ярким примером могут служить старинные вальсы: «На сопках Маньчжурии» И Шатрова, «Берёзка» Е.Дрейзина, «Амурские волны» М.Кюсса, «Грусть» Н. Бакалейникова, «Тоска» М.Обычайко, «Дунайские волны» И. Ивановичи, «Ожидание» Г. Китлера, «Оборванные струны» П. Гапона, «Лесная сказка» В. Беккера и другие произведения, написанные военными дирижёрами для духового оркестра:
Жизнь показала, что музыка, написанная начальниками Военно-оркестровой службы, исполняется оркестрами до тех пор, пока автор у руля руководства. С появлением нового начальника, исполняется уже его музыка, таков порядок военной толерантности, но справедливости ради надо сказать, что в этом плане С.А.Чернецкий является исключением.
Ну, да ладно, шут с ними с маршами. В конечном итоге не в них дело. Если музыку, сочинённую И.В.Петровым, не играют военные оркестры, от этого не потускнеет одна из самых ярких страниц в истории развития Военно-оркестровой службы России. И чем дальше уходит время, тем живее ощущается благородная роль этой яркой личности, замечательного подвижника, посвятившего свою жизнь высокой цели - развитию военной музыки в России.
Применять к его деятельности слово «идеал» надо с большой осторожностью, чтобы никого не оглушить, ни тех, кто приветствует и тех, кто осуждает новаторские изыски этого человека. Но с большой долей уверенности можно сказать, что в вопросе реформирования Военно-ор-кестровой службы генерал-майор И.В.Петров на голову перерос коллег своего времени. К сожалению, такие лестные слова к его последователям говорить не приходится.
И.В.Петров оставил неизгладимый след в истории развития Военно-оркестровой службы и на определённом отрезке времени явился своеобразным катализатором нового подхода. Его преобразования дали импульс ускорения, до наших дней они служат основой в решении насущных проблем оркестрового дела в Российской Армии.
В среде военно-музыкальной общественности распространён слух, что при управлении сводным оркестром на Красной площади С.А.Чернецкий как дирижёр находился спиной к оркестру. И только с приходом И.В.Петрова на должность начальника Военно-оркестровой службы эта несуразица была ликвидирована. И.В.Петров якобы убедил членов политбюро, что при управлении оркестром дирижёр обязан стоять лицом к нему, а не к Мавзолею и правительству. В конце концов, не правительством же он дирижирует. Вымысел это или было так на самом деле - судить трудно. Тем не менее; сын Ивана Васильевича - Валерий Иванович в своих воспоминаниях пишет:
«В 1948 году, когда командование поручает И.В.Петрову (тогда начальнику Высшего училища военных дирижёров) руководство сводным оркестром Московского гарнизона и проведение парадов на Красной площади, дирижёр для пользы дела находит целесообразным отказаться от дирижёров-дублёров и поворачивается к оркестру лицом».*
Если же действительно было так, как утверждает его сын, то в смелости и решительности этому человеку отказать трудно. Этот пример ещё раз подтверждает, что люди такого плана способны на многое.
И.В.Петров при управлении оркестром на Красной площади в Москве, отказался от прежнего порядка построения оркестра, также отказался и от дирижёров-дублёров, а для дирижёрского контакта с музыкантами сводного оркестра он повернул правую и левую половину оркестра вполоборота к середине строя. Таким образом, все музыканты оркестра видели жесты дирижёра, в результате синхронность игры всего коллектива соблюдалась.
В настоящее время внесены более практичные и, по мнению многих военных дирижёров, разумные изменения, в результате которых и дирижёр стоит к оркестру лицом, и повороты флангов к центру отменены. Возвращены дирижёры-дублёры, которые стоят спиной к оркестру, держа в руках тамбурштоки, синхронизируя темп – заданный главным дирижёром. В результате личный состав построен согласно уставу ровными шеренгами и синхронность игры оркестра соблюдена.
Уволившись из армии, И.В.Петров вскоре зажёгся идеей создания Государственного духового оркестра РСФСР и с присущей ему энергией и деловитостью в течение сравнительно короткого времени создал оркестр и стал его художественным руководителем и главным дирижёром (1970).
Вне всякого сомнения, генерал-майор И.В.Петров был и поныне остаётся тем маяком, который служит примером для его последователей. Об этом замечательном человеке молодое поколение военных дирижёров не очень информировано. Старшее поколение военных дирижёров высказывает недоумение, что дело И.В.Петрова предано забвению, словно костлявая рука волюнтаризма и развенчания культа личности до сих пор витает в лабиринтах военной музыки, выискивая очередную безвинную жертву.
Известно, что как нет в мире абсолютного зла, так нет и абсолютного добра, но вселенная постоянно находится в согласованной гармонии. Нарушить это незыблемое вселенское равновесие, никому не дано.
Но не надо забывать и о том, что в жизни существуют также рутинные состояния, и есть люди, которые эти состояния стремятся разрушить, и, зачастую им это удаётся.
Одним из таких людей и был И.В.Петров, который не согласился с состоянием застоя в военно-оркестровом хозяйстве, не дрогнул перед очевидными трудностями, а смело и решительно взялся за реформы и завершил их успешно. За это ему честь, хвала и большая признательность от всей дирижёрской когорты. Человек, положивший на алтарь Военно-оркестровой службы много сил и энергии, заслуживает более пристального внимания и уважения к себе. Это не значит, что его необходимо превозносить и канонизировать, создавая вокруг него ореол славы. По истечении многих лет, сегодня мы убеждаемся в том, что все его дела и устремления не пропали даром. И нет сомнения в том, что в учебниках по истории военной музыки, в классах и аудиториях Института рядом с портретами А.В.Александрова, С.А.Чернецкого и других видных деятелей, внесших достойный вклад в развитие военной музыки, появится также и портрет И.В.Петрова.
Много полезных и нужных дел для Военно-оркестровой службы Советской Армии сделал И.В.Петров, но сделал бы он ещё больше, не окажись в его окружении завистников. Но ничего не поделаешь, видимо не судьба. А жаль. Жаль потому, что в его в лице армейские музыканты потеряли незаурядную личность, человека влюблённого в своё дело и преданно служившего ему на протяжении всей своей замечательной жизни.
Можно ли считать И.В.Петрова счастливым человеком? Очевидно, нет. Нет, потому, что счастье, как с некоторой иронией говорят в народе, - это когда тебе все завидуют, а унизить – не могут. В нашем же случае завистники унизили не только генерала, но и всю Военно-оркестровую службу. Так что вряд ли его можно отнести к категории счастливых людей. Своё отношение и мнение о начальнике Военно-оркестровой службы, будь то о И.В.Петрове, или его последователях – дело личное. Отношения складываются в силу разных причин: кому-то не удалось осуществить свои устремления, кто-то был посрамлён за нерадивую работу и обиделся навеки и т.д., в целом же оценивать деятельность надо не с позиций личных обид и амбиций, а с позиций заслуг руководителя.
Умер И.В.Петров в 1975 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, там, где нашли свой последний покой многие представители литературного и музыкального искусства: С.Гулак-Артемовский - автор оперы «Запорожец за Дунаем», поэт С. Есенин, бард Б.Окуджава, военный капельмейстер В.Агапкин – автор прославленного марша «Прощание славянки», бард-песенник, артист театра на Таганке В.Высоцкий и другие известные деятели искусства, литературы и науки.
В дни юбилейных дат возле могилы И.В.Петрова собираются его родные, близкие и знакомые, а также курсанты Института дирижёров, чтобы почтить память и высказать добрые слова в адрес этого замечательного человека. На этом мероприятии старшее поколение военных дирижёров рассказывает молодым курсантам, будущим военным дирижёрам малоизвестные или совсем неизвестные страницы из творческой и созидательной биографии И.В.Петрова. Сегодня можно наблюдать, как в честь людей внёсших большой вклад в развитие науки и техники, в дело образования того или иного учебного заведения или в честь достижений предприятия, этим учреждениям или учебным заведениям присваиваются их имена.
Наверное, было бы справедливым возродить эту традицию и в Институте дирижёров, ведь были же классы, названные в честь преподавателей-корифеев военно-дирижёрского образования, вложивших значительные силы и знания в обучение и воспитание молодого поколения военных дирижёров. Надо полагать, что в этом есть положительный смысл. К примеру, Институту военных дирижёров можно присвоить имя выдающегося русского композитора, педагога и дирижёра, профессора С-Петербургской консерватории офицера Военно-морского Флота Н.А.Римского-Корсакова, который в течение ряда лет был инспектором музыкальных хоров Морского ведомства. Что касается кафедр, здесь тоже есть свои корифеи, в честь которых можно назвать каждую кафедру. Такое мероприятие должно рассматриваться на учёном совете и осуществляться только после его положительного решения.
На каждой кафедре в течение многих десятков лет трудилась целая плеяда преподавателей, внесших достойный вклад не только в обучение и воспитание высокообразованных молодых дирижёров, но вместе с тем они трудились над созданием учебников и учебных пособий, формировали, так сказать, базис, на котором основывалось обучение этих специалистов.
Эти люди большую часть своей жизни положили на алтарь подготовки молодых военных дирижёров, они создали основу теоретических и практических методологий обучения и воспитания военных дирижёров. Их именами по праву могут быть названы соответствующие кафедры Института военных дирижёров. Такой высокой чести они вполне заслуживают.
Материал подготовлен с использованием:
* В. И.Петров. Статьи, воспоминания, материалы. Издательство «Советский композитор». М., 1983, с. 22.