Москва. Улица Садово ‑ Спасская. Казармы, в которых располагались младшие курсы.
Военная музыка России развивается с незапамятных времён. Исчисление же ведётся с XVI века, с знаменательных дат сыгравших значительную роль в её развитии.
Эти даты, исходя из исторических описаний, можно перечислить: в 1547 году был сформирован приказ Большого дворца, который наряду с другими вопросами ведал подготовкой военных музыкантов и их деятельностью.
В 1550 году Иван Грозный провёл общегосударственный военный смотр, который был обставлен с большой пышностью: … «При появлении царя раздался пушечный салют, военные музыканты начали играть на трубах, сурнах, бить по набатам и нáкрам, командовавший смотром воевода отдал царю рапорт».*
С тех пор этот воинский ритуал утвердился в России на долгие годы. Это говорит о том, что наряду с другими военными вопросами в центре внимания самого царя Ивана Грозного была и военная музыка.
Но вдаваться в глубину истории нет необходимости, поскольку вехи развития военной музыки описаны во многих научных и энциклопедических источниках, где отражены основные направления эволюционных процессов этого дела.
Основной отсчёт реформ в военно-оркестровом деле, как и других армейских делах, берёт своё начало со времён царствования Великого царя-реформатора Пётра I. Царь провёл ряд значительных преобразований по совершенствованию духовой музыки в русской армии. Эти реформы длились в течение семнадцати лет (1699 - 1716).
К военной музыке Пётр I был неравнодушен, об этом свидетельствуют многие исторические источники, из которых следует, что он, будучи 12-летним мальчиком прекрасно и ритмично играл на барабане в оркестре Преображенского полка.
Петром I был издан Указ о регламенте исполнения вечерней и утренней «Зари». В этих воинских ритуалах участвовали ротные трубачи, барабанщики и литавристы. «Устав воинский» (1716) закрепил действия барабанщиков на марше, при встрече начальников, во время проведения парадов, смотров и других воинских ритуалов. Постепенно военная музыка глубоко проникла в музыкальный городской быт, стала модной и востребованной в русском обществе.*
Со временем расширились и инструментальные составы военных оркестров. Так, типовой штат гвардейского оркестра 1730 года составлял от 18 до 20 исполнителей и оставался без изменений вплоть до 1762 года. Именно тогда впервые вводится должность военного капельмейстера.*
Материалы о развитии военной духовой музыки и о военно-дирижёрском образовании по своему содержанию очень интересны. Они притягивают к себе как содержание умной книги, как чарующая сказка о загадочном явлении и если у кого-то есть свой интерес, а также желание изучить тысячелетнюю историю развития военной музыки, таким любознательным открыты все пути к трудам, написанных музыковедами и историками.
Но это так, маленькое отступление в историю. Предмет данной статьи составляет повествование о главном военно-учебном заведении России, готовящем военных дирижёров. События, описанные в данной статье, охватывают период, с 1935 года по настоящее время.
Содержание изложено в форме воображаемого диалога автора с читателем, благодаря чему описанные события читатель прослеживает вместе с автором.
Итак, повествование о прекрасном военно-учебном заведении – Военном институте (военных дирижёров) Военного университета начнём в хронологической последовательности.
Ныне вся его учебно-материальная база располагается в Москве, в Хамовнических казармах на Комсомольском проспекте – в корпусах 18 – 22.
Справка:
В 30-х годах это была окраина Москвы, хотя до Кремля рукой подать.
ХАМОВНИКИ, местность на Юго-Западе Москвы, за пределами Садового кольца. Название – от Хамовной слободы, возникшей в XVII в., которая была заселена ткачами, обслуживавшими дворцовое хозяйство. Ткачи изготавливали белое («хамовное») полотно (от «хаман» – белое бумажное полотно).
С 20-х гг. XVII в. (до 1694) в Москве действовал также Хамовный двор – государственные текстильные мануфактуры (ныне ул. Льва Толстого, 10), двор был реставрирован в 70-х годах XX в. В Хамовниках находится музей – усадьба Л.Н. Толстого. В 1812 году в «Хамовнических казармах» размещался сборный пункт ополчения. В относящемся к казармам Шефском доме (Комсомольский проспект, 13) у полковника А.Н.Муравьёва собирались декабристы. В дальнейшем в «Хамовнических казармах» размещались различные воинские части: Сумской драгунский полк, 3-й Перновский и 4-й Несвижский гренадёрский полк генерал-фельмаршала князя Барклая-де-Толли.
В декабре 1905 года произошли революционные выступления, и дружинники Хамовников обороняли баррикады на Садовом кольце.
В «Хамовнических казармах» с 1946 по 1982 гг. размещался Институт военных дирижеров, который в последствии был передислоцирован в Николаевские казармы (ныне Октябрьские казармы, – метро Беговая, улица Поликарпова 22), затем 30 апреля 2007 года Институт вновь вернулся в Хамовнические казармы, в которых и ныне продолжает свой славный исторический путь.
«Хамовнические казармы» – это памятник архитектуры начала XIX века, (зодчий М.М.Казаков). Памятник находится под государственной охраной. Построен этот прекрасный архитектурный ансамбль в 1807 – 1809 гг., по проекту архитектора М.М.Казакова, затем в 30-х годах XIX столетия перестроен архитектором П.И.Таманским. Перестройка была закончена в 1926 году, о чём свидетельствует барельеф под крышей центрального здания.
Перед «Хамовническими казармами» был большой пустырь, что и послужило поводом для оборудования военного плаца, предназначенного для обучения пехотинцев и кавалерии царской армии.
Протяжённость архитектурного ансамбля с юга на север составляет пятьсот метров: – от Ксеньинского переулка, расположенного недалеко от храма Николы в Хамовниках, до Трубецкого переулка, переименованного в 1939 году в переулок Хользунова, расположенного рядом со станцией метро «Фрунзенская». Переименован он в честь Героя Советского Союза Виктора Степановича Хользунова (1905 – 1939). В 1925 году эти казармы были переименованы во «Фрунзенские казармы», но в обиходе у москвичей новое название не прижилось. Москвичи и сейчас называют их «Хамовническими казармами».
До 1941 года, старшие курсы слушателей военного факультета обучались и жили в Московской государственной консерватории, в крыле здания малого концертного зала на Большой Никитской улице. Для младших курсов классами для обучения и общежитием служили «Спасские казармы» на улице Садово - Спасская, дом 2, возле роскошного дворца Шереметьевской больницы (ныне Институт имени Склифосовского).
Об этих казармах в энциклопедическом словаре «Москва» излагаются следующие сведения: «Спасские казармы» были построены в конце XVII – начале XIX веков. До XVIII века в Москве, как и в др. городах Моск. гос-ва, воинские части размещались в отд. слободах. При Петре I постой войск возложили на горожан, которые выделяли для этого помещения в своих домах. Указ Павла I от 12 июня 1797 разрешил сбор средств на постройку К., чтобы освободить жителей от военного постоя».*
Надо заметить, что в годы Великой Отечественной войны с октября 1941 г. по май 1943 г. факультет был эвакуирован из Москвы в Саратов и размещался на учебной базе Саратовской консерватории. В тот период в Саратовской консерватории учебные помещения не отапливались, отсутствовало электричество, тем не менее, подготовка специалистов велась в полном объёме.
Эвакуация факультета была вынужденной, причина заключалась в том, что в Саратов была эвакуирована вся Московская консерватория, а поскольку подготовкой военных капельмейстеров занимались преподаватели консерватории, то «вслед за знаниями» последовали и слушатели военного факультета. В период нахождения в Саратовской консерватории факультет подготовил три ускоренных выпуска, первый из которых, в составе (28 человек) был осуществлён 28 декабря 1941 года, второй, в составе (26 человек), 8 мая 1942 года и третий в составе (81 человек) – 31 июля 1942 года. Все эти выпускники были направлены в распоряжение военных советов Калининского, Северо-Западного, Западного, Брянского, Забайкальского фронтов и Московского военного округа. Четыре выпускника были зачислены в адъюнктуру консерватории.
Продолжительное время в анналах списочного состава выпускников расположенного на стенах Института их фамилии отсутствовали, и лишь в марте 2014 года усилиями сотрудников Института и с помощью архивов они были разысканы и заняли своё достойное место в строю выпускников.
Возвратившись из эвакуации 26 октября 1943 года, факультет капельмейстеров Московской консерватории, согласно приказу Наркома Обороны маршала Г.К.Жукова №071 от 27 марта 1944 года получает название «Высшее училище военных капельмейстеров» и обретает самостоятельность.
Материал подготовлен с использованием:
*В.И.Тутунов. История военной музыки России. Издательство «Музыка», М., 2005, c. 31.
*В.П.Матвейчук «Военные оркестры в России до средины XIX века» (Из доклада «300 лет военной музыке в России». c.2, 9.
*М.Л.Нарочницкий. «Москва». Энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия». М., 1980, с. 578, 635.
*В.И.Тутунов. История военной музыки России. Издательство «Музыка», М., 2005, c. 31.
*В.П.Матвейчук «Военные оркестры в России до средины XIX века» (Из доклада «300 лет военной музыке в России». c.2, 9.
*М.Л.Нарочницкий. «Москва». Энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия». М., 1980, с. 578, 635.