Быстро. Качественно. Недорого.

 
Размышления о музыке...и не только

ВЫСШАЯ ШКОЛА ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ. Часть 4

После образования Военно-капельмейстерского отделения при Московской консерватории дальнейшее развитие учебного заведения происходило, как было изложено выше. Наблюдая непрерывные изменения в названиях, появляется какая-то интрига и вопрос: А стоило ли менять все эти названия и каков в них смысл?

Семьдесят пять лет учебное заведение находится в разных ипостасях: (Факультет, Институт, опять Факультет, затем Московская военная консерватория (Военный институт), снова Военный институт, но уже в составе университета). Что же это за превращение такое? Возможно, в столь частной смене названий особой необходимости и нет, но жизнь диктует свои правила игры, которым нельзя не подчиняться.

В ряду всех исторических переименований, если верить утверждениям ветеранов Военно-оркестровой службы, всегда и поныне роднее всех остаётся название «Институт военных дирижёров». Это название фиксирует самостоятельность учебного заведения и его принадлежность к военному ведомству Российской Федерации, оно более точно отражает смысл, характер и назначение учебного заведения. Тем не менее, надо заметить, что среди всех вышеперечисленных названий, выпускникам разных лет роднее звучит «Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, т.е. аббревиатура «ФАК», которая ласкает слух в подкорковом сознании ветеранов.

С первых дней вхождения Военной консерватории в состав Университета в сознание преподавателей вселилось тревожное состояние неизвестности с вопросом: «А что будет дальше?» Сократят…? Не сократят…? Увеличат штаты, добавят учебные часы или ничего не изменится?

На самом деле это интригующий момент. Но, как в подобных случаях часто бывает, это предчувствие не подвело преподавателей, оно вскоре реализовалось и перемены для Института наступили.

Ну, да ладно, не будем столь придирчивы. Не надо к факту относиться предвзято подобно снобам. В конце концов, сотрудники Института к названию «Военный институт (военных дирижёров) Военного университета» постепенно привыкли, а вновь поступившие на работу это название принимают как должное.

Это, конечно, превратности времени, а злоключения, по всей вероятности, связаны с тем, что в государстве Российском конца XX – начала XXI веков ратные дела и их приоритеты заметно пошатнулись. На это указывают моменты, характерные для перестроечного времени, особенно в годы развала Советского Союза, когда ряды Российской армии всё больше стали пополняться не мужчинами, а женщинами. Мужчины же всеми правдами и неправдами стали избегать своей почётной миссии – Родину защищать. Такое «равноправие» между мужчинами и женщинами не наблюдалось на Руси на протяжении всей её истории. Это обстоятельство указывает на то, что в Государстве российском на тот момент было не всё благополучно.

Что же касается Военного института (военных дирижёров) Военного университета, справедливости ради надо заметить, что за всю историю его существования из его аудиторий была выпущена лишь одна женщина-военный дирижёр. И ради такого исключительного случая, фамилию этой счастливицы есть смыл назвать, ибо на долю не каждой женщины выпадает такая счастливая судьба – быть единственным военным дирижёром в юбке на все Вооружённые Силы СССР.

А произошло это далеко не ординарное событие в годы существования Военно-дирижёрского факультета, а точнее 20 июня 1996 года. Именно в этом году закончила факультет с дипломом с отличием Шевцова (девичья фамилия Лидер) Лариса Валентиновна. Деятельность этой выпускницы, к сожалению, продолжалась далеко не на капельмейстерском «поле брани».

Окончив факультет, она была распределена в Московское военно-музыкальное училище, где проработала воспитателем до 2000 года, затем продолжила свою немузыкальную деятельность в Главном управлении Министерства Обороны. Ушла на пенсию в 2011 году. В дальнейшем судьба «капельмейстерши» сложилась прозаично и буднично, как и у всякой домохозяйки, проявляющей заботу о своей семье. На этом неудавшийся гендерно-феминистский эксперимент с женщинами военными дирижёрами закончился.

Но, справедливости ради надо заметить, что ранее в когорте капельмейстеров уже была женщина, студентка Московской консерватории. Этот исключительный случай был продиктован Великой Отечественной войной.

Как пишет в очерке «Русский военный оркестр» дирижёр и композитор, выпускник Училища военных капельмейстеров В.А.Матвеев: «…в 1940 году, студентка Московской государственной консерватории Вера Роде была назначена капельмейстером Дивизии народного ополчения Куйбышевского района г. Москвы. После окончания Великой Отечественной войны, ст. лейтенант В.Роде стала аспиранткой МГК».* Далее судьба этой женщины неизвестна.

Как и во всяком другом военно-учебном заведении, курсанты Военного института военных дирижёров несколько изолированы от внешнего мира. Своё положение они прекрасно сознают и соглашаются с ним, так как сопряжено оно со спецификой их дальнейшего пребывания в армии.

Знания, полученные курсантами Института, полностью соответствуют стандартам и требованиям гуманитарного профиля Евросоюза и Лиссабонской конвенции.

Благодаря обширным музыкальным знаниям и развитому интеллекту, музыкальный кругозор выпускников Института дирижёров универсален. За рубежом, как и в России, они котируются как музыканты-профессионалы высшей категории.

Подтверждением тому служат сообщения военных дирижёров, в разное время покинувших Россию и эмигрировавших в Израиль, Германию, Францию и другие страны.

Они сообщают, что в связи с высоким профессионализмом, как не парадоксально, за рубежом выпускникам Института военных дирижёров на работу устроиться довольно сложно. Причиной тому – являются действия преподавателей музыкальных учебных заведений в этих странах, многие из которых, зная профессиональную подготовку выпускников русского Института военных дирижёров, целенаправленно распространяют самые нелепые и непристойные слухи о них, тем самым, преграждая путь к преподавательской работе «опасным» конкурентам.

Известно, что выпускники Института военных дирижёров могут обучать студентов не только дирижированию, они знают – как научить читать партитуру, аранжировать и инструментовать произведение для эстрадного и духового оркестров. Они умеют делать переложения с симфонической партитуры на духовую партитуру, создавать партитуру с фортепианного клавира. Сюда можно причислить умение работать с хором или джаз-оркестром и т.д.

Выпускники Института грамотны в вопросах гармонии, сольфеджио, не лишены умения обучать игре на духовом инструменте и самостоятельно сочинять музыку. В своей повседневной армейской деятельности военные дирижёры с успехом осуществляют постановочную работу при оформлении зрелищно-музыкальных мероприятий, т. е. они успешно владеют вопросами режиссуры.

Вот такой, далеко не полный перечень знаний и умений получают курсанты в течение пяти лет обучения в Институте военных дирижёров.

В период службы в армии – профессия военного дирижёра высоко котируется в ансамблях песни и пляски округов, Флотов, в самодеятельных ансамблях домов офицеров, дивизий, бригад и полков. Эта энергичная творческая когорта и после завершения службы в армии повсюду генерирует и воодушевляет творческие коллективы: на предприятиях, в музыкальных учебных заведениях и других учреждениях, где бы они ни работали.

Ко всему сказанному надо добавить ещё одну весьма важную деталь – не наблюдалось ни одного случая, когда бы выпускник Института дирижёров жаловался, что для его практической профессиональной работы не хватает музыкальных знаний, а это значит, что в музыкальном отношении выпускники Института дирижёров профессиональны в высшей степени. Они и в военном отношении как офицеры – профессиональны. Их военная подготовка соответствует знаниям тех офицеров, которые окончили общевойсковые высшие военно-учебные заведения.

Таким образом, курсант Военного института военных дирижёров получает не только высшее музыкальное образование, но и профессиональное военное. Он располагает знаниями и навыками владения стрелковым оружием, гранатометанием, вопросами обучения защите от средств массового поражения, умением проводить с личным составом занятия по физической и строевой подготовке. Одним словом этот офицер – не только военный дирижёр, но и профессионал военный.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство не напрасно затрачивает средства на обучение и воспитание офицера с широким кругозором и обширными знаниями. Так как эти средства в течение максимум пяти лет пребывания военного дирижёра в армейском строю окупаются. Естественно, ценность и значимость такого офицера в структуре Российской армии вполне оправдана. Он вносит неоценимый вклад в дело привития культуры и расширения интеллектуального кругозора военнослужащих.

Военный дирижёр в своих концертах-лекциях, стремится научить слушать и понимать музыку, излагает методологию восприятия музыкальных классических произведений отечественных и зарубежных композиторов. Благодаря такой форме общения, он раскрывает перед слушателями мир музыки, приобщает их к способам восприятия всего прекрасного, что создано человеческим трудом и талантом.

В концертных программах выступлений военных оркестров звучат не только марши или вальсы, но и произведения классики, мелодии из кинофильмов, музыка танцевального характера и народные мелодии.

Исходя из этого, с великой долей уверенности можно утверждать, что выпускники Института дирижёров в своей служебной деятельности и с помощью военных оркестров сеют, как гласит заповедь великого русского поэта и прозаика Н.А. Некрасова, …разумное, доброе и вечное.

Эту миссию военные оркестры выполняют постоянно, так как в ряды армии, сменяя друг друга, каждый год поступают всё новые и новые молодые юноши и девушки. Естественно и миссия военных музыкантов остаётся из года в год прежней. Они это прекрасно понимают и, придерживаясь современных требований, обновляют и пополняют свой репертуар, обогащая его новыми музыкальными произведениями.

Это устремление особенно ярко проявляется со стороны выпускников последних лет. Они, будучи ещё в стенах Института накапливают свою личную библиотеку концертных произведений в самых разных аранжировках и инструментовках, включая классические и произведения других направлений музыкального жанра.

Материал подготовлен с использованием:
* В.А.Матвеев. Русский военный оркестр, изд. «Музыка», М., 1965, с. 15.