Быстро. Качественно. Недорого.

 
Размышления о музыке...и не только

ЧЕРНЕЦКИЙ С.А. ОСНОВОПОЛОЖНИК ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ

Инспектор военных оркестров РККА генерал-майор ЧЕРНЕЦКИЙ Семён (Самуил) Александрович (1881 – 1950)
В годы революционных событий, и особенно в период массовой индустриализации промышленности и народного хозяйства в России, значительную роль в процессе организации энтузиазма и трудовой активности трудящихся играли духовые оркестры. Особенно активно в этом вопросе принимали участие духовые оркестры воинских частей.
Но, на тот период музыканты военных оркестров не имели музыкального образования, как и их руководители - капельмейстеры. Поэтому понимая значимость военных оркестров не только для воинских частей, но и для проведения культурно-просветительской работы среди населения страны, профессиональные военные музыканты в числе которых был и Семён Александрович Чернецкий понимали, что назрела настоятельная необходимость поднять исполнительский уровень военных духовых оркестров и как первооснова необходимо организовать подготовку высококвалифицированных капельмейстеров (военных дирижёров) в системе высшего профессионально музыкального образования.
Одухотворённые идеями реформирования высшего военно-музыкального образования в России, военные музыканты-профессионалы: генерал-майор А.В.Александров, - основатель Краснознамённого Ансамбля песни и пляски Рабоче-Крестьянской Красной Армии, инспектор военных оркестров РККА С.А.Чернецкий, вместе с ними ректор Московской консерватории профессор Г.Г.Нейгауз и один из основоположников советской школы игры на раздвижном тромбоне, солист оркестра Большого театра, профессор В.М.Блажевич, энергично взялись за реализацию реформирования военно-музыкального образования в России.
Эти достойные и почитаемые люди руководствовались, на тот период, единственно приемлемым принципом: – созерцать вялотекущий процесс подготовки военных капельмейстеров, необходимо решительно менять в ракурсе сложившейся реальной жизненной ситуации. Но для выполнения ответственной государственной задачи по реализации идеи формирования учебного заведения высокого ранга, необходимо было поручить не менее ответственному и заинтересованному человеку.
Таким человеком стал талантливый музыкант, активный сторонник и организатор Военно-оркестрового дела Красной Армии, инспектор военных оркестров РККА тех лет Семён Александрович Чернецкий.
Вопросами формирования Военно-капельмейстерского факультета при Московской консерватории занялся он, с большой ответственностью и кипучей энергией. Благодаря чему, делá в этом направлении активизировались, и процесс по созданию высшей Военно-дирижёрской школы достиг своего апогея.
Таким образом, Военный факультет при Московской государственной консерватории был сформирован. Именно благодаря этому человеку - задача по созданию учебного заведения по подготовке руководителей военных оркестров с высшим музыкальным образованием была решена в сравнительно короткий срок.
В Советской Военной энциклопедии о нём даны сжатые, но достаточно ясные биографические сведения:
Чернецкий Семён Александрович [11(24), 10.1881, Одесса, - 13.4.1950, Москва], советский военный дирижёр, композитор, генерал-майор (1943), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). В Советской Армии с 1918 года. Окончил Петербургскую консерваторию по классу дирижирования и теории композиции (1917). С 1903 служил военнным капельмейстером в русской армии.

С первых дней Октябрьской революции 1917 активно включился в организацию советских военнных оркестров и руководство ими. В 1918 – 1924 инспектор военных оркестров Петроградского военного округа, а в 1924 – 1949 – военных оркестров Советской Армии. Один из инициаторов формирования крупных исполнительских коллективов – сводного военного оркестра Московского гарнизона (1925), Отд. образцово-показательного оркестра Наркома Обороны СССР (1935), художественный руководитель и дирижёр которых он был в течение многих лет. Чернецкий – автор более 100 военных маршей, патриотических и строевых песен, получивших распространение в войсках и вошедших в сокровищницу советской военной духовой музыки (среди них марши: «Ленинский призыв», «ГТО», «Парад», «Марш гвардейцев-миномётчиков» и другие).

С 1923 года вёл педагогическую работу в военно-капельмейстерских классах и на Военном факультете Московской консерватории. Лауреат Государственной Премии СССР (1946), награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной звезды и медалями.
Вот такие сведения даны в Советской Военной энциклопедии об этом замечательном человеке, подвижнике и руководителе первых советских военных оркестров, одном из инициаторов, организаторов и создателей известного всему миру музыкального военно-учебного заведения.
Судя по биографической справке о С.А.Чернецком можно сделать вывод, что, имея среднее музыкальное образование, он ещё в 1903 году становится капельмейстером военного оркестра царской армии. Но, понимая, что к таланту необходимо приложить ещё и образование, он поступает в Петроградскую консерваторию на дирижёрский факультет, который успешно заканчивает.
Полученное высшее музыкальное образование положительно способствовало его последующей творческой и организаторской деятельности на посту инспектора военных оркестров Советской Армии. К описанным энциклопедическим данным о С.А.Чернецком следует добавить некоторые интересные выдержки из его автобиографии, написанной и подписанной лично С.А.Чернецким.
С.А.Чернецкий, студент Петроградской консерватории
В этой статье приведены эпизоды из его автобиографии в несколько сокращенном виде, где соблюдена стилистика авторского изложения, а также упущены некоторые элементы, касающиеся внутрисемейной жизни С.А.Чернецкого.
…Родился в бедной семье музыканта, отец был скрипач преподаватель музыки. Старшая сестра известная пианистка, вторая сестра певица, третья сестра тоже пианистка училась в Московской консерватории в классе Сафонова затем у Гондельвейзера. По окончании консерватории с успехом выступала с концертами, как в России, так и за границей.
Старший брат был капельмейстером 24-го Драгунско-Лубенского полка. Второй брат капельмейстер 57-го Модлинского пехотного полка, он неоднократно выступал со своим оркестром в Ливадии в присутствии царской семьи».
Племянник С.А.Чернецкого также был капельмейстером, служил в 15-й артиллерийской бригаде в Одессе.
Музыкальное образование Семён Александрович получал вначале в императорском музыкальном училище по классу тромбона, впоследствии самостоятельно изучал теоретические дисциплины, а также духовые и струнные инструменты.
…В 1887 году, из-за тяжёлого материального положения родителей моих, я принужден был прекратить своё образование и вступить на самостоятельный жизненный путь. Родители мои вынуждены были отдать меня по контракту к танцмейстеру, где я работал в качестве пианиста, с раннего утра до поздней ночи разъезжая сними по разным учебным заведениям, а вечером в танцкласс. Кроме того, меня посылали играть на балы до утра.
Возвращаясь с игры в 6-7 часов утра, буквально с распухшими пальцами, не высыпаясь, снова выезжал с ними по учебным заведениям. В 1903 году поступил в качестве помощника капельмейстера к своему брату, затем стал вольнонаёмным капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в г. Кишинёве. В 1907 году стал капельмейстером 60-го Замосцкого полка в г. Одессе.
С 1912 г. учёба в Петербургской консерватории по классу композиции и дирижёрства, у известных преподавателей профессоров: Калафати, Штейнберга, Витоля, Черепнина, которую закончил в 1917 году. Учась в консерватории, написал революционную песню на свои слова, которая была популярна и напечатана издательством Юргенсона, членом партии ВКП (б) не состоял, как и в других партиях. В РККА вступил в ноябре 1918 года в Петрограде, добровольно. В этом же году при Петроградском окружном комиссариате была организована секция военных оркестров, переименованная впоследствии в Инспекцию военных оркестров, инспектором коей был назначен я. Одновременно я состоял Инспектором оркестров военно-учебных заведений республики, а с 1919 года также начальником Военно-музыкальной школы (по совместительству). С оружием в руках в боях не участвовал
В 1924 году приказом Реввоенсовета СССР я был назначен инспектором военных оркестров РККА».
Далее в своей автобиографии он приводит перечень поощрений, ценных подарков и наград, полученных от политуправления и командования РККА. В числе наград значатся: металлические и несколько серебряных часов, серебряный портсигар и серебряная шашка, золотые часы от Революционных Вооружённых Сил СССР с надписью, золотые часы от Наркома обороны с надписью, легковой автомобиль М-1 от Наркома Обороны СССР, золотые часы от Управления боевой подготовки РККА.
«Награждён Орденом Красной Звезды, а 29 декабря 1936 года Постановлением Всесоюзного Центрального исполнительского комитета присвоено звание «Заслуженный деятель искусств». За проделанную большую культурно-просветительскую работу в войсках и организаторскую работу по созданию красноармейской самодеятельности имею ряд благодарностей и ценных подарков от Политического управления РККА.
Решением Наркома обороны СССР мне установлен персональный оклад в 2000 руб. в месяц.
В царской армии служил капельмейстером по вольному найму: С 1903 по 1905 гг. в 14-й артиллерийской бригаде, с 1907 по 1910 гг., в 60-м Замосцком пех. полку. Никаких специальных военно-учебных заведений не кончал и чинов не имел.
Начиная с 1918 по 1938 гг. нахожусь в РККА. Ни в каких других армиях не служил. Работу против царского правительства не вёл. С подпольными организациями или отдельными большевиками-революционерами связан не был.
Подвергся преследованиям со стороны Одесской полиции в 1905 году за то, что я во время демонстрации, когда рабочие шли по Дерибасовской улице, сыграл на трубе «Марсельезу» с балкона гостиницы, где я остановился. Второй случай произошёл в г. Кишинёве в 1904 году во время еврейского погрома. Я с четырьмя музыкантами отстоял целую улицу, причём у всех проходивших погромщиков через нашу улицу отбирал награбленные вещи. За это самоуправство командир бригады наложил на меня дисциплинарное взыскание.
В стычках с погромщиками в Кишинёве, С.А.Чернецкий потерял свой левый глаз, в дальнейшем он пользовался искусственным глазом. Но в автобиографии об этом он не упоминает. По этому поводу многие годы среди военных музыкантов ходили всякие пересуды, любопытствуя прав-да это или нет, но, в конце концов, истина прояснилась.
Есть примечательная статья, опубликованная в журнале «Новый мир» №10 за 1995 год. Называется эта статья «Воспоминания», автором которой является брат Осипа Мандельштама, Евгений Эмильевич Мандельштам (1898 - 1979), который учился в Петрограде в Тенишевском училище. В статье он пишет: «…Поощрялась в Тенишевском училище и музыка. Мы создали оркестр народных инструментов. Я в нём был «первой мандолиной». Ведь строй у мандолины и скрипки, которой я занимался, был общий. Руководителем оркестра мы пригласили студента консерватории С.А.Чернецкого, скромного, нуждающегося юношу. Он часто вытирал слёзы из одного глаза, и это интриговало ребят. В конце концов, выяснилось, что этот глаз у него был стеклянный, что в те времена было в диковинку.
Прошли годы и годы. И уже став взрослым, я неожиданно узнал, что наш С.А.Чернецкий руководит всеми оркестрами Красной Армии, пишет прекрасные военные марши. Лет тридцать он командовал на всех парадах на Красной площади сводным оркестром и дослужился до чина генерал-майора».
Этим источником как бы ликвидируются разные слухи и домыслы, а подтверждается факт, что С.А.Чернецкий был лишён левого глаза.
С.А.Чернецкий (фото 1949 года)
Далее в своей автобиографии С.А.Чернецкий перечисляет количество сформированных им симфонических и духовых оркестров и данных концертов под его руководством в различных округах Советского Союза.
Как видно из его автобиографии, хотя здесь она изложена довольно кратко, жизнь Семёна Александровича сложилась, прямо скажем, достаточно сурово, но в такой же степени и интересно.
Хотя его жизнь, особенно в дореволюционное время, а точнее до 1918 года изобиловала сплошными психологическими стрессами, неудачами и душевными переживаниями, тем не менее, она не сломила дух и человеческую стать этого замечательного человека. В конечном итоге за эту стойкость и преданность своему любимому делу она воздала должное, подарив ему почёт, славу и уважение со стороны окружающих его людей.
В те суровые послереволюционные годы становления нашего государства погибло много людей подобного типа. Многие попали в революционную мясорубку по идеологическим мотивам, другие погибли в период еврейских погромов, он как представитель бедной еврейской семьи мог бы тоже погибнуть, но судьба распорядилась достаточно справедливо по отношении к этому человеку и воздала ему должный почёт и уважение за его заслуги перед отечеством.
Вчитываясь в автобиографические строки, собственноручно написанные этим человеком, невольно приходишь к вопросу: какую же волю, стойкость и любовь к военной музыке надо проявлять, чтобы пройти через такое средоточие жизненных испытаний и переживаний, и не изменить своей фанатической преданности этому благородному делу? Возможно именно потому, что это дело относится к разряду благородных, все грани которого прекрасны.
До Октябрьской революции 1917 года духовая музыка принадлежала как бы элите, она звучала в период обслуживания высшего общества на всевозможных балах, в местах отдыха высоких чинов и дворянской знати. Этот факт подтверждают кадры кинохроники, демонстрирующие моменты проведения досуга и отдыха высоких чинов того времени. После революционных событий духовая музыка стала доступна широким слоям простых граждан революционной России. При активном вмешательстве С.А.Чернецкого, в концертных выступлениях духовых оркестров, среди маршей, старинных вальсов и народных песен начали звучать различные попурри на темы революционных песен, значительное место стали также занимать классические произведения в виде увертюр и других произведений, переложенных для духового оркестра.
Таким образом, духовые оркестры, как бы подтверждая стасовское изречение о проводниках всяческой музыки в массы народные, возложили на себя почётную и очень ответственную миссию – нести в народные массы высокую музыкальную культуру. Это обстоятельство диктовало настоятельную необходимость создания коллективов духовых оркестров на профессиональной основе, которым были бы доступны произведения классического плана. Осуществить такую задачу можно только при наличии во главе военных оркестров образованных военных дирижёров и музыкантов-исполнителей высокого класса.
На тот период духовые военные оркестры по штатному составу были очень малочисленны, к тому же укомплектованы исполнителями низкой квалификации. До 1925 года капельмейстер воинской части был вольнонаёмным, подчинялся он адъютанту полка (тогда существовала такая должность), а коллектив оркестра подчинялся профсоюзам. Такое двойственное подчинение вносило некоторую дисгармонию, которая мешала нормальной жизнедеятельности оркестра. С таким положением С.А.Чернецкий, как человек воспитанный на примерах музыкальной классики, согласиться, конечно же, не мог и вынужден был прибегнуть к поискам новых форм исполнительской практики духовых оркестров. Такую форму на начальном этапе своей деятельности ему удалось найти. По его инициативе в концертную практику стали внедряться новые творческие подходы, заключались они в объединении малых оркестров по инструментальному наличию, в сводный большой оркестр. Благодаря такому объединению, расширились исполнительские возможности и в репертуар духовых оркестров, вошла классическая музыка. Впоследствии такая практика получила распространение во всех военных округах Красной Армии, применяется она и сейчас.
Этого блистательного советского генерала с полным основанием можно включить в состав основоположников создания советского военного марша. Как, к примеру, Йоган Штраус положил начало венским классическим вальсам, которые узнаваемы с первых аккордов, или мелодических фраз, так и С.А.Чернецкий положил начало развитию советскому военному маршу. В исполнении духового оркестра его марши создают атмосферу приподнятости, праздничности и радости, они несут в себе упругость ритма, красоту гармонии и неповторимую мелодичность. Примером могут служить марши: «Слава Родине», «Салют Москвы», марш «Парад» и многие другие.
Вызывает удивление тот факт, что марши сочинённые С.А.Чернецким, военными музыкантами были восприняты не сразу, во всяком случае, так утверждают ветераны оркестровой службы. И, как ни странно, но особенно выражали своё неприятие, музыканты Московского гарнизона, где его марши исполнялись впервые.
Сложность фактуры и особенно высота мелодической тесситуры, несколько напрягали исполнительские возможности музыкантов, которые создавали технические аппликатурные неудобства.
А причина, очевидно, кроется в том, что в послереволюционное время в оркестрах Красной Армии преобладали музыканты самодеятельного плана. Они не владели высокой степенью исполнительского мастерства, привыкшие исполнять старинные вальсы, марши в доступной степени сложности типа: марша «Егерский» и пьес, мелодическая основа которых охватывала средний регистр. Марши же С.А.Чернецкого требуют от исполнителей высокого профессионализма и хорошей индивидуальной подготовки.
Но С.А.Чернецкий был человеком прогрессивного склада ума и таланта. Он прекрасно понимал и предвидел будущее военных оркестров. К своему творчеству он относился не только профессионально, но и принципиально. Не поддаваясь прихоти самодеятельных музыкантов, он сознательно применял передовые методики инструментовки и аранжировки своих маршей, тем самым, повышая исполнительское мастерство музыкантов. Им написано более ста маршей, все они сверкают как изумруды на звёздном небосклоне советского военного марша.
Публикуя свои произведения в сборниках служебно-строевого репертуара, и внедряя их в исполнительскую практику военных оркестров, он строго требовал их исполнения в повседневной службе военных оркестров.
Он, одним из первых среди советских композиторов обратился к интонациям народных и революционных песен, а в годы второй мировой войны и особенно после её окончания этот приём он довёл до совершенства, применяя в своих маршах интонации песен Великой Отечественной войны. Ярким примером может служить «Марш гвардейцев-миномётчиков», в котором в качестве контрапункта звучит мелодия песни «Катюша», автором которой является композитор-песенник М. Блантер.
На современном этапе не проходит ни одного государственного праздника или другого значительного события в стране, с участием военного оркестра, где бы ни звучали произведения С.А.Чернецкого. Своим звучанием они украшают праздники торжественностью и величием.
Надо заметить, что многие советские композиторы, сочиняющие в жанре духовой музыки, пытаются перенять стиль, характер и способ изложения музыкального «материала», прибегая к фактуре гомофонно-гармонического склада, которую применял в своих маршах С.А.Чернецкий. Но далеко не каждому из них это удаётся сделать, а если удаётся, то частично.
В советский период, исходя из новых политических веяний и обстановки, продиктованной революционными событиями 1917 года, для обеспечения всевозможных государственных и армейских церемониалов возникла необходимость продолжить исторические традиции русской ритуальной музыки, заложенные ещё Петром I.
Эту задачу С.А.Чернецкий решил, можно сказать, легко и свободно. Сочиняя церемониальную музыку, он талантливо привносил в неё дух и мотивы революционного характера. Им сочинено много музыкальных приложений к армейским и флотским уставам для сопровождения традиционных церемониалов, проводимых в русской армии.
К сожалению, советская действительность понуждала к политизации не только народные массы, но и все виды искусств, идеологизируя и постоянно подталкивая к революционной тематике.
Не обошла стороной идеологизация и военную духовую музыку, накладывая характерные отпечатки на творчество практически всех композиторов, сочинявших музыку для духовых оркестров и не только.
Приводить примеры нет смысла, так как все произведения, сочинённые композиторами в советский период, носят идеологический оттенок. Такой подход к сочинительству был вынужденным. Хотя в условиях сложного отрицания и под идеологическим давлением создавать шедевры очень сложно, но всё же можно.
Политизированная обстановка в стране навязчиво диктовала определённые рамки в сочинительстве и как бы программировала творческую личность, ограничивая её фантазию и свободный творческий полёт. Известно, что для творческой личности отсутствие внешней и внутренней политической свободы – это беда, которая ограничивает свободу творческого таланта.
С.А.Чернецкий, судя по воспоминаниям его современников, был деликатным человеком, несколько сентиментальным, мягким и добрым. И как присуще многим талантливым людям, он весьма разумно обращался со своим интеллектом. Жесткость у него проявлялась в случаях, не терпящих другого подхода в решении насущных задач.
Музыканты старшего поколения, характеризуя его как начальника, вспоминают, что он был личностью впечатлительной, с незаурядным складом ума и подчёркнутой парадностью во внешнем облике. Людям с таким менталитетом противопоказано принижать или узурпировать другую личность.
Во взаимоотношениях с окружающими он всегда был тактичным и почтительно-вежливым. Именно за эти добропорядочные качества его ценили и беспрекословно выполняли все распоряжения и просьбы. Такая особенность его натуры снискала к себе авторитет и уважение.
И сегодня имя этого человека военные музыканты произносят с гордостью. Для Военно-оркестровой службы, личность С.А.Чернецкого – подарок судьбы. Именно ему было предписано оказаться в нужное время в нужном месте. Вот уж действительно в трудное для страны время история выдвигает избранных, возвышенных людей.
На ответственном посту инспектора военных оркестров РККА С.А.Чернецкий находился довольно продолжительное время. Начиная с 1918 года, он являлся инспектором военных оркестров Петроградского комиссариата, в эти же годы назначается инспектором оркестров Ленинградского военного округа, а в 1924 году Главным инспектором военных оркестров Красной Армии и Флота. На этой должности он трудился до 1949 года.
За всё время руководства Военно-оркестровой службой Советской Армии, С.А.Чернецкий проявил себя как новатор и неутомимый энтузиаст. Ему принадлежит организация централизованного снабжения военных оркестров нотной литературой и музыкальными инструментами.
По его инициативе были переложены для духового оркестра и изданы сборники классических пьес, которые выпускались сериями и пользовались большой популярностью в исполнительской практике военных оркестров.
Он обогатил служебно-строевой репертуар новыми маршами и произведениями, обеспечивающими службу войск. Благодаря этим сборникам, состоящих из лучших сочинений советских композиторов, определился строгий репертуарный порядок проведения церемониальных мероприятий в войсках.
К заслугам С.А.Чернецкого также принадлежит формирование Большого симфонического оркестра Центрального дома офицеров Красной Армии. Он активно способствовал созданию школ военно-музыкантских воспитанников и сделал десятки других полезных дел для Военно-оркестровой службы, включая и создание Высшего училища военных капельмейстеров.
Создание школ военно-музыкантских воспитанников, в формировании которых он принял самое активное участие, явилось одним из самых существенных вкладов, внесённых этим человеком в развитие Военно-оркестрового дела в России.
Благодаря школам была решена триединая задача:
– решалась, хоть и частично, проблема беспризорности;
– во-вторых, мальчики обретали приют и получали начальное образование;
– в-третьих, решалась хоть и частично, кадровая проблема военных оркестров, так как после окончания обучения воспитанники этих школ став музыкантами хорошей квалификации, пополняли оркестры.
Именно таким образом значительное число молодых людей получали музыкальное образование, которые в перспективе могли строить жизненную деятельность на музыкальном поприще.
Школы музыкантских воспитанников просуществовали до выхода в свет Постановления Советского Правительства о сокращении Вооружённых Сил. Под сокращение попали все школы за исключением Московской школы №2, которая впоследствии была переведена в ранг Московского суворовского военно-музыкального училища.
Хронологическую последовательность основных вех строительства военно-оркестрового дела, в котором принимал непосредственное участие С.А.Чернецкий, представляется следующим образом:
  • 1918 год - к годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции создан симфонический оркестр Петроградского военного округа;
  • 1919 год - в Петрограде была организована мастерская по ремонту музыкальных инструментов;
  • 1920 год - создана Инспекция Петроградского военного округа во главе с С.А.Чернецким;
  • 1922 год - первое выступление объединённого духового оркестра Петроградского гарнизона. В этом же году организуется ряд военно-капельмейстерских школ: в Московской консерватории, в Академии им. М.В.Фрунзе с трёхлетним сроком обучения, при музыкальном драматическом институте в Киеве, а также в Ташкенте. Кроме того, в Москве была организована 1-я школа музыкантских воспитанников с трёхлетним сроком обучения;
  • 1923 год - в Москве организована мастерская по ремонту духовых музыкальных инструментов;
  • 1924 год - в Москве создаётся фабрика по производству духовых музыкальных инструментов;
  • 1925 год - создаётся такая же фабрика в Ленинграде;
  • 1926 год - 13 августа опубликовано постановление Советского правительства, разрешающее зачислять в военные оркестры воспитанников детских домов;
  • 1927 год - выпуск Госиздатом и Музгизом сборников пьес для военных оркестров Красной Армии, в которых состояло в общей сложности 45 военных маршей;
  • 1929 год - в Киеве организована фабрика по производству духовых музыкальных инструментов;
  • 1937 год - начало формирования школ военно-музыкантских воспитанников. К 1940 году было организовано 15 таких школ. В этот же период в Ленинграде была создана Морская школа музыкантских воспитанников;
  • 1940 год – Музгизом совместно с Главным управлением РККА издан сборник концертных пьес для военных оркестров под редакцией С.А.Чернецкого. Впоследствии издано десять серий таких сборников, в которые вошло пятьсот концертных пьес классического репертуара и произведений советских авторов. Все вышеперечисленные мероприятия организованы и реализованы при активном участии С.А. Чернецкого.
В настоящее время личность С.А.Чернецкого служит светлым примером для сотен композиторов, работающих в жанре духовой музыки.
В различных городах России его имя присвоено многим коллективам духовых оркестров и музыкальным учебным заведениям. В последние годы жизни С.А Чернецкий тяжело болел, по этой причине он несколько отошёл от активной деятельности.
Умер 13 апреля 1950 года в Москве. Похоронен он на Новодевичьем кладбище. Над его могилой возвышается красивая мраморная стела, на которой изображен его барельефный профиль с дирижёрской позицией рук перед грудью. Стела сооружена в честь признательности русских военных музыкантов за его вклад в развитие Военно-оркестрового дела, а также в знак благодарности за активную работу в сфере развития военно-музыкального образования в России. Военные музыканты периодически навещают его могилу и возлагают цветы, отдавая дань памяти выдающемуся деятелю отечественной Военно-оркестровой службы.
Москва, Новодевичье кладбище. Стела над могилой С.А.Чернецкого
Более подробно о жизненном и творческом пути видного и талантливого генерала можно узнать из многочисленных справочников и других опубликованных источников, включая Интернет.
Вклад, внесённый С.А.Чернецким в становление и развитие Военно-оркестрового дела в России, заслуживает не скупых строк энциклопедического характера, а глубоко разработанной монографии с фотоиллюстрациями оркестров, школ, курсов и других учебных заведений, где в их создании принимал непосредственное участие этот энергичный человек. В них должным образом следует отразить этапы его жизни и деятельности с приложением нотных образцов русского классического военного марша, примеры искусства инструментовки и сочинения контрапункта.
Материал подготовлен с использованием:
* Группа авторов. Советская Военная Энциклопедия: [в 8 томах]. Воениздат, М., 1976-1980.
* Инспектор военных оркестров РККА. Заслуженный деятель искусств (подпись) С.Чернецкий. (Текст в рукописи, орфография и стиль письма С.А.Чернецкого).
* Журнал «Новый мир». №10, 1995. Раздел – дневники. воспоминания. с. 131.