Быстро. Качественно. Недорого.

 
Размышления о музыке...и не только

КЛАВИР И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

Название «Клавир» происходит от немецкого слова «Klavierauszug». В это понятие входит группа клавишных музыкальных инструментов, которые имеют специальные рычаги, применяемые для извлечения звука, т.е. (клавиши).
Такие рычажки бывают разного назначения и конструкции: одни открывают и закрывают отверстия для нагнетания воздуха, чтобы колебались (звучали) пластинки «голоса» под давлением воздушной струи с помощью движения меха, например гармонии, баяна или аккордеона, органа. Другие с помощью удара молоточков, устроенных в механизме инструмента, (пианино, рояль), третьи с помощью ударных приспособлений (молоточков), которые исполнитель держит непосредственно в руках и ударяя по пластинам извлекает звуки - (ксилофон, металлофон, колокольчики и др.)
Инструменты перечисленные ниже, называются клавишными:
  • Гармонь
  • Баян
  • Аккордеон
  • Челеста
  • Клавикорды
  • Пианино
  • Рояль
  • Колокольчики
  • Орган
  • Арфа
Исходя из названия «Клавиша» произошло называние «Клавир». Кроме инструментов, расположенных на этих рисунках, имеется множество других клавишных и щипковых инструментов для которых пишутся клавиры. К ним относятся арфа, гусли, чембало и др. Клавир состоит из двух нотных станов, скреплённых общей чертой и фигурной скобкой, называемой «Акколада». Для игры правой рукой, как правило, является верхняя строчка нотного стана, скреплённая скрипичным ключом «Соль», расположенным на 2-й линейке нотного стана, а для игры левой рукой, и также как правило, является нижняя строчка нотного стана, скреплённая басовым ключом «Фа» , расположенным на 4-й линейки нотного стана.
Под словосочетанием «Как правило» надо понимать, что руки при игре могут меняться местами, т. е. правая может играть нижнюю строчку нотного стана, левая наоборот верхнюю. Это происходит от нотного текста, написанного композитором.
Выглядит клавир следующим образом:
Клавиры с расположением на них нотных знаков и другой нотной символики бывают разных типов. Есть клавиры, написанные композиторами для исполнения на фортепиано или другом инструменте исключительно. Но бываю клавиры в переложении из произведений, изложенных в партитуре для симфонического или иного оркестра.
Этот клавир составлен из нотного материала партитуры оперы «Шёлковая лестница» Джоакино Россини. На его примере показаны ноты не только для игры левой и правой рукой, но и помечены инструменты, исполняющие ту или иную ритмическую фигурацию в партитуре.
При написании клавира имеются некоторые различия в вопросе правописания.
Так для фортепиано клавир пишется с извлечением звука по принципу, что написано то и играю, в то время как на баяне или аккордеоне в силу их конструкции в левой, басовой стороне, кроме извлечения баса, необходимо извлекать аккорд нажимая ту кнопку от которой звучит мажор, минор, или септаккорд.
Наличие клавира трудно переоценить в процессе репетиционной работы, он применяется не только для исполнении концертных произведений, С.Рахманинова, Ф.Шопена или И.Баха, но большую роль играет в индивидуальной работе, при репетиционной отработке оперных арий, хоров, балетных сцен, сопровождения солистов - вокалистов или инструменталистов.
Клавир, освобождает большое количество музыкантов оркестра, которые привлекаются для репетиции лишь после того, как все сцены, изложенные в опере, уже проработаны концертмейстером с помощью фортепианного клавира.
Вот такова роль и специфика написания клавиров для того или иного инструмента.