Прозвучав в эфире по радио любимое музыкальное произведение, ведущие программы часто объявляют: вы слушали такую - то увертюру в аранжировке (инструментовке, оркестровке) такого - то автора.
Что же заключено в этих трёх понятиях? Давайте разберёмся вместе.
Все музыканты, прошедшие обучение в музыкальных учебных заведениях, прекрасно разбираются в этих понятиях, а вот любители музыки разбираются не все и зачастую спрашивают: а что обозначают такие понятия в музыке как «Инструментовка», «Аранжировка» или «Оркестровка». На этот вопрос можно однозначно и с уверенностью утверждать, что эти понятия разнятся между собой незначительно и в основе своей родственны, сливаясь в яркое единство.
О том, что душою музыки является мелодия, знают все композиторы, но как утверждает выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков: - инструментовка является одной из составляющих этой души.
Приступая к процессу инструментовки, специалист в этой области обязан глубоко вникнуть в творческий стиль и замысел композитора, кроме того, он должен досконально знать специфику и исполнительские возможности каждого музыкального инструмента, его диапазон, выразительные средства и тембровую окраску, а также сочетаемость и динамическую насыщенность каждого из них в сочетании с другими инструментами.
В 60-е годы XIX столетия в России существовало общество композиторов под названием «Могучая кучка», организатором и руководителем которого был композитор М.А. Балакирев. В состав кучкистов кроме организатора, входили знаменитые русские композиторы: А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский – Корсаков и Ц. Кюи. Некоторые из них по профессии были не композиторами, а природой музыкально одарёнными людьми. Скажем - Ц. Кюи был человек военный, генерал инженерных войск. Он знаменит своими фортификационными сооружениями в Крыму. А автор знаменитой оперы «Князь Игорь» А. П. Бородин по профессии был медик, химик-органик. И хотя они принадлежали к другой профессии, тем не менее, эти люди оставили значительный и достойный след в области музыки.
Все члены «Могучей кучки», (так её называл музыкальный критик В. В. Стасов), периодически собирались на творческие сходки и демонстрировали свои новые сочинения. На одной из таких сходок А. П. Бородин продемонстрировал игрой на фортепиано свою оперу «Князь Игорь», которая произвела большое впечатление и запомнилась членами «Могучей кучки».
При жизни А.П. Бородина, опера не была инструментована, и только после его смерти, её отредактировали, инструментовали и издали композиторы Н.А. Римский – Корсаков и А.К. Глазунов. Благодаря этой работе опера «Князь Игорь» была впервые поставлена коллективом Мариинского театра, Санкт-Петербурга, 4 ноября 1890 года.
Инструментовка, как предмет включает: расположение в партитуре по вокальным и инструментальным голосам симфонического или иного оркестра всей мелодической и гармонической основы музыкального произведения.
В инструментовке совмещены два понятия:
Оркестровка, по существу - сводится к понятию инструментовка, т.е. перевод с клавира или другого инструментального состава, будь это эстрадный, симфонический или духовой на язык другого оркестра, скажем на оркестр русских народных инструментов. Но процесс оркестровки включает не только распределение музыкальной ткани по инструментам другого состава оркестра, но также умелое применение тембровых красок инструментов, для отражения характерных особенностей мифических персонажей или музыкальных характеристик мелодической темы произведения.
Так в произведении М. Мусоргского «Картинки с выставки» с помощью тембровых красок применяются различные инструменты отражающие мифические персонажи: «Бабу Ягу», «Балет невылупившихся птенцов», «Гномов», «Богатырских ворот» и пр.
Оркестровке подлежат не только произведения отражающие характеры сказочных персонажей, но и большие полотна, написанные специально для фортепиано. К примеру, переложены в оркестровые версии многие фортепианные пьесы Ф. Листа, среди которых «Венгерские рапсодии», а также произведения великого польского композитора-мелодиста Ф. Шопена, к этим примерам можно присоединить и восточную фантазию «Исламей», написанную русским композитором М. А. Балакиревым для фортепиано.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инструментовка и оркестровка имеют весьма незначительные различия, они как сестры близнецы дополняют друг друга.
Но, есть ещё одно понятие, которое называется - аранжировка. В это понятие входит такая творческая работа как переложение произведения из одного инструмента на другой или преобразование одного состава оркестра в другой, а также переформатирование сложной фактуры в облегченный вид, а также смена одной тональности на другую и т.д.
Аранжировка ярко проявляется в джазе, особенно при исполнении каким-либо инструментом импровизации, что вынуждает вносить в аккордово-гармоническую фактуру различные изменения типа смены тональности или модуляций для перехода в другую тональность.
Что же заключено в этих трёх понятиях? Давайте разберёмся вместе.
Все музыканты, прошедшие обучение в музыкальных учебных заведениях, прекрасно разбираются в этих понятиях, а вот любители музыки разбираются не все и зачастую спрашивают: а что обозначают такие понятия в музыке как «Инструментовка», «Аранжировка» или «Оркестровка». На этот вопрос можно однозначно и с уверенностью утверждать, что эти понятия разнятся между собой незначительно и в основе своей родственны, сливаясь в яркое единство.
О том, что душою музыки является мелодия, знают все композиторы, но как утверждает выдающийся русский композитор Н. А. Римский-Корсаков: - инструментовка является одной из составляющих этой души.
Приступая к процессу инструментовки, специалист в этой области обязан глубоко вникнуть в творческий стиль и замысел композитора, кроме того, он должен досконально знать специфику и исполнительские возможности каждого музыкального инструмента, его диапазон, выразительные средства и тембровую окраску, а также сочетаемость и динамическую насыщенность каждого из них в сочетании с другими инструментами.
В 60-е годы XIX столетия в России существовало общество композиторов под названием «Могучая кучка», организатором и руководителем которого был композитор М.А. Балакирев. В состав кучкистов кроме организатора, входили знаменитые русские композиторы: А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский – Корсаков и Ц. Кюи. Некоторые из них по профессии были не композиторами, а природой музыкально одарёнными людьми. Скажем - Ц. Кюи был человек военный, генерал инженерных войск. Он знаменит своими фортификационными сооружениями в Крыму. А автор знаменитой оперы «Князь Игорь» А. П. Бородин по профессии был медик, химик-органик. И хотя они принадлежали к другой профессии, тем не менее, эти люди оставили значительный и достойный след в области музыки.
Все члены «Могучей кучки», (так её называл музыкальный критик В. В. Стасов), периодически собирались на творческие сходки и демонстрировали свои новые сочинения. На одной из таких сходок А. П. Бородин продемонстрировал игрой на фортепиано свою оперу «Князь Игорь», которая произвела большое впечатление и запомнилась членами «Могучей кучки».
При жизни А.П. Бородина, опера не была инструментована, и только после его смерти, её отредактировали, инструментовали и издали композиторы Н.А. Римский – Корсаков и А.К. Глазунов. Благодаря этой работе опера «Князь Игорь» была впервые поставлена коллективом Мариинского театра, Санкт-Петербурга, 4 ноября 1890 года.
Инструментовка, как предмет включает: расположение в партитуре по вокальным и инструментальным голосам симфонического или иного оркестра всей мелодической и гармонической основы музыкального произведения.
В инструментовке совмещены два понятия:
- Переложение на оркестр нотного материала, который написан для исполнения на фортепиано;
- Распределение всей музыкальной ткани этого произведения по оркестровым партиям, включённым в партитуру.
Оркестровка, по существу - сводится к понятию инструментовка, т.е. перевод с клавира или другого инструментального состава, будь это эстрадный, симфонический или духовой на язык другого оркестра, скажем на оркестр русских народных инструментов. Но процесс оркестровки включает не только распределение музыкальной ткани по инструментам другого состава оркестра, но также умелое применение тембровых красок инструментов, для отражения характерных особенностей мифических персонажей или музыкальных характеристик мелодической темы произведения.
Так в произведении М. Мусоргского «Картинки с выставки» с помощью тембровых красок применяются различные инструменты отражающие мифические персонажи: «Бабу Ягу», «Балет невылупившихся птенцов», «Гномов», «Богатырских ворот» и пр.
Оркестровке подлежат не только произведения отражающие характеры сказочных персонажей, но и большие полотна, написанные специально для фортепиано. К примеру, переложены в оркестровые версии многие фортепианные пьесы Ф. Листа, среди которых «Венгерские рапсодии», а также произведения великого польского композитора-мелодиста Ф. Шопена, к этим примерам можно присоединить и восточную фантазию «Исламей», написанную русским композитором М. А. Балакиревым для фортепиано.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инструментовка и оркестровка имеют весьма незначительные различия, они как сестры близнецы дополняют друг друга.
Но, есть ещё одно понятие, которое называется - аранжировка. В это понятие входит такая творческая работа как переложение произведения из одного инструмента на другой или преобразование одного состава оркестра в другой, а также переформатирование сложной фактуры в облегченный вид, а также смена одной тональности на другую и т.д.
Аранжировка ярко проявляется в джазе, особенно при исполнении каким-либо инструментом импровизации, что вынуждает вносить в аккордово-гармоническую фактуру различные изменения типа смены тональности или модуляций для перехода в другую тональность.