В начале 20-х годов XX столетия, во всех округах РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) по инициативе Инспектора военных оркестров Западного фронта Леонида Николаевича Банка, во всех округах Красной Армии стали организовываться школы музыкантских воспитанников. Их цель и назначение заключались в том, чтобы приютить и обучить беспризорных мальчишек, которых после революционных событий на территории России было великое множество
Для формирования школ было разработано специальное Положение, и устанавливался определённый порядок их комплектования. Ученики набирались из детских домов в возрасте не моложе 12 лет, имевших образование в объёме 4-х классов. Срок обучения в школах составлял 3 года. После окончания школы воспитанники распределялись по оркестрам Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Три из таких школ были сформированы в Московском военном округе. Об одной из них, а именно, о школе под №2 и надлежит познакомить читателя.
Школа №2 была образована на базе воспитанников оркестра госпиталя им. Бурденко в 1932 году. Создателем и первым руководителем этого детского оркестра был старейший капельмейстер, интендант 2-го ранга Леонид Николаевич Банк (1889-1971).
Этот неутомимый человек, участник Первой мировой войны, (воевал в Восточной Пруссии, где был ранен и контужен), - приложил много усилий в вопросах подготовки молодых музыкантов-духовиков для пополнения военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Сам Леонид Николаевич тоже выходец из воспитанников военного оркестра 12-го Великолуцкого полка, а получив музыкальное образование, был назначен на должность капельмейстера 79-го Тифлисского полка. В последующие годы он был и скрипачом симфонического оркестра, и дирижёром оперетты, но в 1918 году он добровольно уезжает на фронт где становится капельмейстером 145-го стрелкового полка Западного фронта, в дальнейшем его назначают Инспектором военных оркестров этого фронта.
Именно он, Л.Н.Банк, в 1921 году на заседании Межведомственной комиссии выдвигает предложение о создании военно-музыкантских школ для беспризорных детей. Этот проект был принят, и вскоре открылись две школы: одна в Ленинграде, другая в Ташкенте.
Затем Западного фронта, Леонида Николаевича направляют на Туркестанский фронт, где он возглавил оркестровую службу и активно стал заниматься вопросами организации класса подготовки военных капельмейстеров и курсов военно-музыкантских воспитанников.
В последующие годы Л.Н.Банк занимал различные ответственные посты, связанные с Военно-оркестровой службой. Наконец в 1932 году его назначают на должность начальника военно-музыкальной школы при госпитале им. Н.Н.Бурденко.
Пять лет спустя после организации этого оркестра, в 1937 году вышло Постановление народного комиссариата РСФСР и Народного комиссариата просвещения РСФСР о создании школ музыкантских воспитанников. В соответствие с этим Постановлением формирование 2-й Московской школы музыкантских воспитанников было поручено Л.Н.Банку.
Школа формировалась из музыкально одарённых мальчиков-сирот, выходцев из детских домов, в последующем пополнение школы производилось детьми, отцы и матери которых погибли в годы Великой Отечественной войны.
Первоначально школа располагалась в районе Крымской площади, а во время войны с ноября 1941 года школа была эвакуирована в г. Наманган Узбекской ССР. В 1944 году её возвращают в Москву, учебной базой её становится один из живописнейших уголков на Юго-Западе Москвы, район Троице-Лыково, где школа располагалась в течение тридцати лет. Эта местность находится в пойме Москвы-реки на полуострове «Серебряный бор», в живописном, очаровательном сосновом бору близ деревни с таким же названием, Троице-Лыково.
– «Троице-Лыково», (прежнее название этой деревни «Троицкое-Лыково», рядом с селом имеется храм Троицы).
…Название от бывшего села; известно с 17 века как владение боярина Б.М.Лыкова (отсюда название), с конца 17 века принадлежало Нарышкиным…»* Впоследствии здесь располагалась усадьба купца И.И.Корзинкина, которую он приобрёл в 1852 году, благодаря чему эта местность получила и другое название – «Корзинкино».
Полуостров состоит из холмистой местности, с покатыми песчаными косогорами, омываемыми водами Москвы-реки, по берегам которой расположены пляжи, окружённые хвойными насаждениями. Такая среда и природа «Серебряного бора» положительно способствовала росту и укреплению здоровья юных воспитанников школы - будущих военных дирижёров.
Вся красота этого ландшафта привлекла внимание «слуг народа» - партийных бонз советского государства, которые застроили этот прекраснейший уголок в пойме Москвы-реки своими дачами, огородив их от глаз людских высоким, непроницаемым, деревянным забором, окрашенным в зелёный цвет.
В настоящее время все старые дачные постройки коммунистического прошлого снесены, на их месте воздвигнуты новые красавцы-коттеджи, хозяевами которых стали новоявленные бонзы, государственные чиновники высшего эшелона власти, так называемые «новые русские». Эти хозяева обнесли свою собственность ещё более высоким трёхметровым, совершенно непроницаемым кирпичным забором.
На территории, где располагалась Школа военно-музыкантских воспитанников, продолжительное время сохранялись развалины 2-х храмов Троицы в Троице-Лыкове, они служили наглядным укором разрушительных действийи вандализма большевистского мракобесия по отношению к историческим памятникам нашей страны. Развалины церкви просуществовали вплоть до перестроечных времён. Впоследствии начались восстановительные работы, которые приобрели затяжной характер и превратились в долгострой. В конечном итоге храм был восстановлен. Сейчас в результате урбанизации и расширения жилых территорий Москвы, Троице-Лыково оказалось в черте города, а прежнее, несколько изменённое упоминание этой территории сохранилось в названиях 1-й, 2-й и 3-й Лыковских улиц.
Надо полагать, что девчонкам этой деревни в то время крупно повезло. Ведь рядом с ними оказалось столько потенциальных женихов. Многие местные красавицы связали свои жизненные судьбы с некоторыми из них.
Первый выпуск воспитанников школы состоялся 10 июня 1940 года, а в период Великой Отечественной войны воспитанники школы выполняли боевую задачу по обороне военных объектов, они несли караульную службу в районе железнодорожной станции «Клязьма», где располагался аэродром, они охраняли здание-арсенал в районе Крымской площади, где хранились боеприпасы и оружие. Воспитанники также оказывали помощь постам ПВО по борьбе с зажигательными бомбами, сбрасываемыми фашистами с самолётов. Некоторые выпускники принимали непосредственное участие в боевых сражениях на Курской дуге, в Сталинградской битве и штурмовали Берлин.
Со дня основания школа носила название «Вторая Московская школа военно-музыкантских воспитанников». В военные и послевоенные годы в школу принимались ребята в возрасте 10 – 16 лет. В 1956 голу она была переименована в «Московское суворовское военно-музыкальное училище». В период переименования ей было вручено знамя. В 1960 году из этого названия было исключено слово «суворовское» и «училище». Она стала именоваться «Московская военно-музыкальная школа» и воспитанники проходили семилетний курс обучения.
В1981 году школа становится «Московским военно-музыкальным училищем» (МВМУ), приём мальчиков в которое осуществлялся в возрасте 14-ти лет. Поступающие должны были иметь начальное музыкальное образование.
С 2005 года воспитанники училища стали именоваться суворовцами, и перешли в более высокий юридический статус.
Вот такие метаморфозы происходили в названиях этого музыкального заведения, оно словно старалось не отставать от исторических переименований Военно-дирижерского Факультета, но главное его предназначение не изменялось никогда, оно как было, так и остаётся основным поставщиком абитуриентов в Военный институт (военных дирижёров) Военного университета. Суворовцы 80-х годов своему училищу дали кличку «Мышá», причем с ударением на букве «á». Непонятно, откуда появилось данное суворовцами своему училищу прозвище и что оно обозначало. Но именно так любовно и с некоторой иронией выпускники называли своё училище. В простонародном обиходе училище все называют «кадéтка», очевидно потому, что словосочетание «суворовское училище» как бы мало гармонирует с музыкой, а к кадетскому корпусу тяготеет больше. При переименовании в «Московское суворовское музыкальное училище» каких-либо радикальных перемен в нём не произошло, разве что сменилась форма одежды воспитанников и возрастной ценз для поступающих. Одежда суворовца состоит из пяти видов – 3-х летних, парадной и одной зимней. Зимняя форма одежды отличалась от летней наличием шапки-ушанки и шинели.
В период сокращения всех школ музыкантских воспитанников, которые поставляли своих отличников в Московскую школу №2, набор в «Московское суворовское музыкальное училище» стал осуществляться из среды гражданских подростков, имеющих начальную музыкальную подготовку. В связи с этим изменилась и программа обучения, улучшился продовольственный паёк суворовца, что для формирования и роста молодого организма имеет немаловажное значение. Усиленное питание пришло как нельзя, кстати, так как по традиции суворовцы принимают участие в парадах войск на Красной площади, где при подготовке к параду расходуется много сил и энергии.
В начале 1978 года школа переехала из Серебряного бора в район Тёплого стана, расположенного непосредственно у Московской кольцевой автодороги. В 1981 году школа снова получает наименование – Московское военно-музыкальное училище с четырёх-летним курсом обучения. В училище стали принимать абитуриентов, окончивших 9 классов общеобразовательной школы и имеющих музыкальное образование в объёме детской музыкальной школы.
…«Местность – «Тёплый стан», своё название получила от двух деревень расположенных раннее на этой территории. Одна из территорий, называлась «Верхний Тёплый стан», а другая «Нижний Тёплый стан». Рядом с этими деревнями располагалось село Троицкое…
В конце 17 века село Троицкое, и Верхний Тёплый стан принадлежали дьяку А.Иванову, а в середине 18 века – его внучке Салтыковой («Салтычихе»), известной жёстким обращением с крепостными. В конце 18 – начале 19 вв. – владение И.Н.Тютчева, отца поэта Ф.И Тютчева…»* В связи с передислокацией по вполне понятным причинам, работники здравоохранения и родители детей, обучавшихся в школе, негативно отнеслись к этому мероприятию и считали, что военное ведомство поступило не лучшим образом при подборе места для расположения школы.
Если территория «Серебряного бора» благотворно влияла, на здоровье молодого организма и способствовала успешной учёбе детей, изо дня в день занимающихся на духовых музыкальных инструментах, то «Тёплый стан» для воспитанников оказался, мягко говоря, совсем не тёплым. Прежде всего, передислокация удалила училище от центра Москвы, что весьма отрицательно сказывается при выполнении оркестром училища тех или иных задач по обслуживанию культурно-массовых и государственных мероприятий. Особенно это сказывается при следовании в автобусах к месту назначения среди автомобильных заторов (пробок), которые зачастую подвергают риску срыва выполнения задач.
Во-вторых, близость МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги), окружение жилыми корпусами и всевозможными предприятиями отрицательно сказываются на качестве учёбы суворовцев.
За период своего существования училище насчитывает более трёх тысяч выпускников, большинство из которых стали офицерами-военными дирижёрами, исполнителями-инструменталистами симфонических и духовых оркестров. Многие из них получили почётные звания разных степеней и лауреатов различных Международных и Всероссийских конкурсов.
Материал подготовлен с использованием:
*Группа авторов. Москва, «Энциклопедия», Издательство «Советская энциклопедия». М., 1980, c. 600, 609.
Читайте также:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАДЕТЫ: МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (Часть 2)
Для формирования школ было разработано специальное Положение, и устанавливался определённый порядок их комплектования. Ученики набирались из детских домов в возрасте не моложе 12 лет, имевших образование в объёме 4-х классов. Срок обучения в школах составлял 3 года. После окончания школы воспитанники распределялись по оркестрам Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Три из таких школ были сформированы в Московском военном округе. Об одной из них, а именно, о школе под №2 и надлежит познакомить читателя.
Школа №2 была образована на базе воспитанников оркестра госпиталя им. Бурденко в 1932 году. Создателем и первым руководителем этого детского оркестра был старейший капельмейстер, интендант 2-го ранга Леонид Николаевич Банк (1889-1971).
Этот неутомимый человек, участник Первой мировой войны, (воевал в Восточной Пруссии, где был ранен и контужен), - приложил много усилий в вопросах подготовки молодых музыкантов-духовиков для пополнения военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Сам Леонид Николаевич тоже выходец из воспитанников военного оркестра 12-го Великолуцкого полка, а получив музыкальное образование, был назначен на должность капельмейстера 79-го Тифлисского полка. В последующие годы он был и скрипачом симфонического оркестра, и дирижёром оперетты, но в 1918 году он добровольно уезжает на фронт где становится капельмейстером 145-го стрелкового полка Западного фронта, в дальнейшем его назначают Инспектором военных оркестров этого фронта.
Именно он, Л.Н.Банк, в 1921 году на заседании Межведомственной комиссии выдвигает предложение о создании военно-музыкантских школ для беспризорных детей. Этот проект был принят, и вскоре открылись две школы: одна в Ленинграде, другая в Ташкенте.
Затем Западного фронта, Леонида Николаевича направляют на Туркестанский фронт, где он возглавил оркестровую службу и активно стал заниматься вопросами организации класса подготовки военных капельмейстеров и курсов военно-музыкантских воспитанников.
В последующие годы Л.Н.Банк занимал различные ответственные посты, связанные с Военно-оркестровой службой. Наконец в 1932 году его назначают на должность начальника военно-музыкальной школы при госпитале им. Н.Н.Бурденко.
Пять лет спустя после организации этого оркестра, в 1937 году вышло Постановление народного комиссариата РСФСР и Народного комиссариата просвещения РСФСР о создании школ музыкантских воспитанников. В соответствие с этим Постановлением формирование 2-й Московской школы музыкантских воспитанников было поручено Л.Н.Банку.
Школа формировалась из музыкально одарённых мальчиков-сирот, выходцев из детских домов, в последующем пополнение школы производилось детьми, отцы и матери которых погибли в годы Великой Отечественной войны.
Первоначально школа располагалась в районе Крымской площади, а во время войны с ноября 1941 года школа была эвакуирована в г. Наманган Узбекской ССР. В 1944 году её возвращают в Москву, учебной базой её становится один из живописнейших уголков на Юго-Западе Москвы, район Троице-Лыково, где школа располагалась в течение тридцати лет. Эта местность находится в пойме Москвы-реки на полуострове «Серебряный бор», в живописном, очаровательном сосновом бору близ деревни с таким же названием, Троице-Лыково.
– «Троице-Лыково», (прежнее название этой деревни «Троицкое-Лыково», рядом с селом имеется храм Троицы).
…Название от бывшего села; известно с 17 века как владение боярина Б.М.Лыкова (отсюда название), с конца 17 века принадлежало Нарышкиным…»* Впоследствии здесь располагалась усадьба купца И.И.Корзинкина, которую он приобрёл в 1852 году, благодаря чему эта местность получила и другое название – «Корзинкино».
Полуостров состоит из холмистой местности, с покатыми песчаными косогорами, омываемыми водами Москвы-реки, по берегам которой расположены пляжи, окружённые хвойными насаждениями. Такая среда и природа «Серебряного бора» положительно способствовала росту и укреплению здоровья юных воспитанников школы - будущих военных дирижёров.
Вся красота этого ландшафта привлекла внимание «слуг народа» - партийных бонз советского государства, которые застроили этот прекраснейший уголок в пойме Москвы-реки своими дачами, огородив их от глаз людских высоким, непроницаемым, деревянным забором, окрашенным в зелёный цвет.
В настоящее время все старые дачные постройки коммунистического прошлого снесены, на их месте воздвигнуты новые красавцы-коттеджи, хозяевами которых стали новоявленные бонзы, государственные чиновники высшего эшелона власти, так называемые «новые русские». Эти хозяева обнесли свою собственность ещё более высоким трёхметровым, совершенно непроницаемым кирпичным забором.
На территории, где располагалась Школа военно-музыкантских воспитанников, продолжительное время сохранялись развалины 2-х храмов Троицы в Троице-Лыкове, они служили наглядным укором разрушительных действийи вандализма большевистского мракобесия по отношению к историческим памятникам нашей страны. Развалины церкви просуществовали вплоть до перестроечных времён. Впоследствии начались восстановительные работы, которые приобрели затяжной характер и превратились в долгострой. В конечном итоге храм был восстановлен. Сейчас в результате урбанизации и расширения жилых территорий Москвы, Троице-Лыково оказалось в черте города, а прежнее, несколько изменённое упоминание этой территории сохранилось в названиях 1-й, 2-й и 3-й Лыковских улиц.
Надо полагать, что девчонкам этой деревни в то время крупно повезло. Ведь рядом с ними оказалось столько потенциальных женихов. Многие местные красавицы связали свои жизненные судьбы с некоторыми из них.
Первый выпуск воспитанников школы состоялся 10 июня 1940 года, а в период Великой Отечественной войны воспитанники школы выполняли боевую задачу по обороне военных объектов, они несли караульную службу в районе железнодорожной станции «Клязьма», где располагался аэродром, они охраняли здание-арсенал в районе Крымской площади, где хранились боеприпасы и оружие. Воспитанники также оказывали помощь постам ПВО по борьбе с зажигательными бомбами, сбрасываемыми фашистами с самолётов. Некоторые выпускники принимали непосредственное участие в боевых сражениях на Курской дуге, в Сталинградской битве и штурмовали Берлин.
Со дня основания школа носила название «Вторая Московская школа военно-музыкантских воспитанников». В военные и послевоенные годы в школу принимались ребята в возрасте 10 – 16 лет. В 1956 голу она была переименована в «Московское суворовское военно-музыкальное училище». В период переименования ей было вручено знамя. В 1960 году из этого названия было исключено слово «суворовское» и «училище». Она стала именоваться «Московская военно-музыкальная школа» и воспитанники проходили семилетний курс обучения.
В1981 году школа становится «Московским военно-музыкальным училищем» (МВМУ), приём мальчиков в которое осуществлялся в возрасте 14-ти лет. Поступающие должны были иметь начальное музыкальное образование.
С 2005 года воспитанники училища стали именоваться суворовцами, и перешли в более высокий юридический статус.
Вот такие метаморфозы происходили в названиях этого музыкального заведения, оно словно старалось не отставать от исторических переименований Военно-дирижерского Факультета, но главное его предназначение не изменялось никогда, оно как было, так и остаётся основным поставщиком абитуриентов в Военный институт (военных дирижёров) Военного университета. Суворовцы 80-х годов своему училищу дали кличку «Мышá», причем с ударением на букве «á». Непонятно, откуда появилось данное суворовцами своему училищу прозвище и что оно обозначало. Но именно так любовно и с некоторой иронией выпускники называли своё училище. В простонародном обиходе училище все называют «кадéтка», очевидно потому, что словосочетание «суворовское училище» как бы мало гармонирует с музыкой, а к кадетскому корпусу тяготеет больше. При переименовании в «Московское суворовское музыкальное училище» каких-либо радикальных перемен в нём не произошло, разве что сменилась форма одежды воспитанников и возрастной ценз для поступающих. Одежда суворовца состоит из пяти видов – 3-х летних, парадной и одной зимней. Зимняя форма одежды отличалась от летней наличием шапки-ушанки и шинели.
В период сокращения всех школ музыкантских воспитанников, которые поставляли своих отличников в Московскую школу №2, набор в «Московское суворовское музыкальное училище» стал осуществляться из среды гражданских подростков, имеющих начальную музыкальную подготовку. В связи с этим изменилась и программа обучения, улучшился продовольственный паёк суворовца, что для формирования и роста молодого организма имеет немаловажное значение. Усиленное питание пришло как нельзя, кстати, так как по традиции суворовцы принимают участие в парадах войск на Красной площади, где при подготовке к параду расходуется много сил и энергии.
В начале 1978 года школа переехала из Серебряного бора в район Тёплого стана, расположенного непосредственно у Московской кольцевой автодороги. В 1981 году школа снова получает наименование – Московское военно-музыкальное училище с четырёх-летним курсом обучения. В училище стали принимать абитуриентов, окончивших 9 классов общеобразовательной школы и имеющих музыкальное образование в объёме детской музыкальной школы.
…«Местность – «Тёплый стан», своё название получила от двух деревень расположенных раннее на этой территории. Одна из территорий, называлась «Верхний Тёплый стан», а другая «Нижний Тёплый стан». Рядом с этими деревнями располагалось село Троицкое…
В конце 17 века село Троицкое, и Верхний Тёплый стан принадлежали дьяку А.Иванову, а в середине 18 века – его внучке Салтыковой («Салтычихе»), известной жёстким обращением с крепостными. В конце 18 – начале 19 вв. – владение И.Н.Тютчева, отца поэта Ф.И Тютчева…»* В связи с передислокацией по вполне понятным причинам, работники здравоохранения и родители детей, обучавшихся в школе, негативно отнеслись к этому мероприятию и считали, что военное ведомство поступило не лучшим образом при подборе места для расположения школы.
Если территория «Серебряного бора» благотворно влияла, на здоровье молодого организма и способствовала успешной учёбе детей, изо дня в день занимающихся на духовых музыкальных инструментах, то «Тёплый стан» для воспитанников оказался, мягко говоря, совсем не тёплым. Прежде всего, передислокация удалила училище от центра Москвы, что весьма отрицательно сказывается при выполнении оркестром училища тех или иных задач по обслуживанию культурно-массовых и государственных мероприятий. Особенно это сказывается при следовании в автобусах к месту назначения среди автомобильных заторов (пробок), которые зачастую подвергают риску срыва выполнения задач.
Во-вторых, близость МКАД (Московской кольцевой автомобильной дороги), окружение жилыми корпусами и всевозможными предприятиями отрицательно сказываются на качестве учёбы суворовцев.
За период своего существования училище насчитывает более трёх тысяч выпускников, большинство из которых стали офицерами-военными дирижёрами, исполнителями-инструменталистами симфонических и духовых оркестров. Многие из них получили почётные звания разных степеней и лауреатов различных Международных и Всероссийских конкурсов.
Материал подготовлен с использованием:
*Группа авторов. Москва, «Энциклопедия», Издательство «Советская энциклопедия». М., 1980, c. 600, 609.
Читайте также:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАДЕТЫ: МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (Часть 2)