Быстро. Качественно. Недорого.

 
Размышления о музыке...и не только

НЕМНОГО ЛИРИКИ (о нотах и музыке)

Всем, кто хоть мало-мальски знаком с музыкальной грамотностью, известно, что музыка состоит из нот, т. е. разновысотных звуков и ритма. История зарождения звука, можно сказать – проста. Ведь доподлинно известно, что звук был и остаётся во все времена. А вот место и время происхождения нотного письма – под вопросом. Этот гениальный феномен уже много тысячелетий украшает человеческую жизнь, привносит в неё позитивное раз-нообразие и будоражит человеческое сознание.

Никто не может точно сказать: – кто, когда и в каком географическом регионе открыл первооснову этих чарующих человеческое воображение музыкальных знаков. Тем не менее, генезис и субстанция музыкальных звуков находящихся между собой в строго определённых звуковысотных соотношениях, хоть и не до конца, но всё же изучены.

Музыка - звуковое искусство тесно связана с нотным письмом. А история возникновения и усовершенствования нотного письма связана с эволюцией человеческого разума.

Основу музыки составляют семь нот, но, обогащаясь тóнами, полутóнами, октавами, аккордами, пассажами и нюансами они превращаются в интереснейший спектр красоты, выплёскивая на людской слух, сознание и воображение столько силы эмоций и пафоса, сколько не в состоянии выразить многотысячное количество словосочетаний литературного текста.

Казалось бы, чему можно научить человека в музыке, кроме этого, предельно малого количества звуков?

Но не следует торопиться с выводами:

Для полного изучения и раскрытия всех возможностей этих звуков человечеству понадобилась не одна сотня, а может тысяча лет.

Любовь и ненависть, радость и грусть, отвагу и робость, подавленность и пробуждение – вот далеко не полный перечень разнообразных чувств, которые своими звуками возбуждает в человеке музыка. Украсив звуки музыки орнаментом мелизмов, тембров, различными нюансами, ритмами и наполнив их другими музыкальными изумрудами, человек в одно мгновение погружается в волшебство чар музыкальной стихии.

Именно из этих сверкающих драгоценностей состоят жемчужины музыки: оперы и оперетты, симфонии, вальсы, марши и другие жанры этого красивого искусства. Ведь не зря великий русский писатель Л.Н.Толстой, умевший как никто другой, распоряжаться словами и словосочетаниями заметил: «Музыка – это стенография чувств».*

Музыку любят не только люди. Всем известно, что её любит флора и фауна. Услышав звуки музыки, раньше обычного расцветают цветы, а к месту её источника спешат разного рода животные, насекомые и рептилии, о чём свидетельствуют научные исследования учёных и многочисленные наблюдения людей за поведением наших братьев меньших. В магическом слове «музыка» заложены бесчисленные понятия всего прекрасного, что создано умом и талантом человечества.

Мысль о том, что жизнь без музыки была бы ошибкой, закрепилась в сознании людей основательно, глубоко и справедливо. И совершенно очевидно, что жизнь без музыки не раскрыла бы полную картину мира.

Музыка – это по всем понятиям очень демократичное искусство. Она охватывает все континенты земного шара. Для неё нет границ и закрытых сфер влияния. Общепризнано, что музыка, и, пожалуй, архитектура, благодаря заложенному в них духовному началу, объединяют и влияют на культурные функции людей планеты больше, чем другие виды искусств.

Как сказал немецкий просветитель Жан Поль – «Музыка – поэзия воздуха, из всех искусств, музыка – самое человечное и распространённое».*

К этому умозаключению трудно что-либо добавить, так как музыка – это тайна, тайна которую раскрыть никому не удаётся. И хотя в музыке всего лишь семь нот, тем не менее, в каждом столетии появляются и развиваются всё новые и новые музыкальные жанры, стили и самые разнообразные музыкальные течения. Умные люди говорят: «Там, где кончаются слова, начинается музыка!»

Процесс развития музыки возможно и несоизмерим с эволюцией нотного письма, но с появлением о всём мире музыкальных учебных заведений, этот процесс стал интенсивно прогрессировать.

Писателями и поэтами, философами и просветителями о музыке как искусстве написано много. Но, пожалуй, самое точное определение этому феномену дал великий историограф России Н.М.Карамзин: «Бог великий музыкант, вселенная превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши».*
Согласитесь к этому, добавить что-либо весьма затруднительно. Всё, из чего соткана музыка, по частям разобрать и проанализировать практически невозможно. Но то, что одним из её основных составляющих является ритм, утверждать все, же можно. Именно ритм определяет размеренность и настрой человеческих чувств. Ритм является одним из важнейших формообразующих средств не только в музыке, но и в жизни всей вселенной – включая человека. А, сознавая факт, что ритм правит миром, эту размеренность и настрой человеческих чувств утверждать можно вдвойне. В мире всё связано с ритмом: ритм движения светил, ритм течения рек, ритм биения сердец и т.д.

В конечном итоге ритм – это жизнь, мы благополучно живём, когда всё вокруг происходит ритмично, без сбоев; когда мы в состоянии владеть своими чувствами, контролировать свои поступки и сознательно управлять функциями своего организма, которыми наградила нас природа.

Люди, живущие в музыкальном мире, посвятившие себя служению Эвтерпии, - они по характеру и интонационному стилю музыки определяют на слух, какому народу она принадлежит. Музыка разных народов несёт в себе самую разнообразную пластику ритмов и мелодических потоков. Характер, гармонический и мелодический склад музыки одних народов влияют на другие и создают совершенно иную музыку, которая с помощью современной записывающей и воспроизводящей техники интенсивно синтезируется, переплетая мелодии одного народа с другим. Благодаря этому и на этой основе появляются новые современные произведения, сочинённые композиторами новых поколений.

Слово «музыка» берёт своё начало от Древнегреческой мифологической богини Музы. Эта богиня – «профессионалка» впитала в себя девять мифологических покровительниц, провозглашающих прекрасное не только в музыке, отражающей действительность в художественных звуковых образах, но и в поэзии, архитектуре, живописи, скульптуре и других видах искусств. В свою очередь каждая из девяти мифологических покровительниц, избрала своё направление в искусстве, чтобы «шефствовать» над ним. К этим покровительницам относятся:

Урания – покровительница астрономии. Каллиопа – эпической поэзии и эпоса. Клио – истории. Мельпомена – трагедии. Полигимния – торжественных гимнов и пантомимы. Талия – комедии и лёгкой поэзии. Эрато – любовной поэзии. Терпсихора танцев и хорового пения. Евтерпия (Эвтерпа) – поэзии и музыки*

Греция под влиянием своих Мифологических девяти муз создала и свой национальный флаг, на полотнище которого девять сине-белых полос.

Николай Михайлович Карамзин в своей книге «История государства российского» писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимость; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».*

За последние два-три десятилетия в музыкальную исполнительскую практику нашей страны, стали внедряться духовые инструменты новых конструкций, вместе с тем и ныне существующие претерпели некоторые усовершенствования.

В страну из разных континентов земного шара Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии проникли экзотические инструменты самой причудливой формы и конструкции, диапазона и строя. Они к себе привлекают музыкантов своими причудливыми тембрами, необычными формами и техническими возможностями.

К сожалению, обучаются игре на них одиночки, музыканты-энтузиасты, но надо надеяться, что придёт время, когда их тембрами заинтересуются современные композиторы и эти инструменты проникнут в оркестры, что повлечёт за собой необходимость создания новых школ обучения игре на подобных экзотических инструментах.

На этой основе устами молодых музыкантов будут произнесены новые имена авторов современных школ и теоретических разработок для обучения игре на усовершенствованных музыкальных инструментах или инструментах-пришельцах.

Это обстоятельство повлечёт за собой и совершенствование нотного письма. Применение всевозможных глиссандо, фантастических интервальных скачков и пр.

Ясно одно, что совершенствованию нотного письма, пределов нет.

Материал подготовлен с использованием:
*В.Н.Балязин. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. ОЛМА-ПРЕСС М., 2004, с. 581, 535, 621 – 622.
*Н.М.Карамзин «История государства российского» «Предание веков», издательство «Правда». М., 1988, с. 31.