Туба, по внешнему виду - очень большой и громоздкий инструмент, но стесняться по этому поводу не следует, она в оркестре играет весьма важную роль, так как являет собой гармоническую основу всего оркестрового ансамбля.
Хороший исполнитель на этом инструменте ценится очень высоко и в любом оркестре место ему обеспечено.
При обучении игре на тубе старайтесь не раздувать щёки, так как это может войти в привычку, от которой будет трудно избавиться, да и выглядит при игре такое выражение лица не красиво.
На начальном этапе обучения необходимо занятия проводить без инструмента, а с помощью мундштука. Прикладывая мундштук к губам необходимо извлекать звуки разной высоты, растягивая и напрягая или расслабляя мышцы губ.
В начале обучения трудно попадать на нужную ноту и точно её интонировать, но и по этому поводу переживать не стоит, навык со временем придёт.
Занятие надо начинать с освоения аппликатуры. В данной школе изложена последовательность обучения и приобретения навыков игры на тубе.
ШКОЛА
ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ТУБЕ
КЛАВИР + ПАРТИЯ ТУБЫ
На первом этапе обучения игре на тубе, главное внимание педагога должно быть уделено развитию слуха ученика.
Большое значение имеет также привитие музыкального вкуса, умения чётко воспроизводить не только ритмические фигурации мелодической основы, но и технические приёмы: Detache, Legato, non Legato, staccato, marcato, и т. д., а также ускорения и замедления темпа, – обусловленные, художественной выразительностью музыки. Основная задача данной школы - формирование разнонаправленных музыкальных навыков ученика, на привитие музыканту умения исполнять различные мелодические украшения (мелизмы): форшлаги, трели и другие, часто встречающиеся в музыке. Для усвоения техники исполнения мелизмов допускается приём изолированного изучения того или иного мелизма, но приёмы их исполнения должны быть тесно увязаны с мелодической основой произведения.
Кроме мелизмов необходимо прививать навыки исполнения динамических оттенков: крещендо, диминуэндо, форте, пиано, сфорцандо и пр.
Некоторые произведения по тесситуре и ритмической фигурации превышают уровень подготовки учеников начальных классов, за исключением более продвинутых и способных, такие произведения применять при обучении старших классов.
В настоящий сборник включены классические произведения и народные мелодии, которые относятся к образцам музыкально-педагогической литературы и составляют основу воспитания музыкантов.
Содержание:
От автора
Историческая справка
Конструктивные особенности инструмента
Диапазон тубы
Хроматическая аппликатура
Регистры
Первые шаги
Упражнение 1-3
Четвертные и восьмые ноты
Счёт на три
Упражнение 4-8
Упражнения в штрихах
В. Моцарт Тоска по весне
Этюд
П. Булахов Гори, гори, моя звезда
Этюд 1-3
В. Монти Чардаш (фрагмент)
Упражнение Триоли
Пьесы в сопровождении фортепиано
А.Гурилёв Не шуми ты, рожь
М. Мусоргский Слеза
Г.Ф. Гендель Анданте
Т. Альбинони Адажио
И.С.Бах - Гуно Аве Мария
Дж.Гершвин Любимый мой
В.Хадсон Лунный свет
Мартин де Солер Ария Титы
И.С.Бах Сицилиана
П.Лабриола Скоро, скоро (Романс)
Ф.Кавалли Канцонетта из оперы "Ксеркс"
Г.Доницетти Каватина Донна Аннибале (из оперы «Дон Аннибале»)
Ж.Оффенбах Сказки Гофмана Ария Никласа
В.Моцарт Ариетта
Г.Доницетти Ария Энрике из оперы «Дон Аннибале»
Ж.Оффенбах Сказки Гофмана «Баркарола»
Мартин де Солер Явление первое из оперы «Горе Косован»
Мартин де Солер Ария Принципе из оперы «Редкая вещь»
П.Тости Последняя серенада
Г.Доницетти Тост Энрике из оперы «Дон Аннибале»
Г.Доницетти Измена (Неаполитанская песня)
П.Чайковский Уж ты, поле моё, поле чистое
А.Аренский Романс
С.Танеев И дрогнули враги (Сонет)
В.Моцарт Менуэт из оперы «Дон Жуан»
В.Моцарт Аллегретто из оперы «Похищение из сераля»
А.Гречанинов Гавот
Й.Брамс Одиночество в поле(из цикла 8 песен)
Й.Брамс Песня Минны (из цикла 8 песен)
Й. Брамс Верное сердце (из цикла 8 песен)
Гаммы
Краткий музыкальный словарь и терминология
Тип файла: заархивированный каталог
Школа: