Блокфлейта относится к одному из древнейших духовых музыкальных инструментов. Родоначальником этого инструмента является, созданные природой обыкновенный камышовый свисток или сопилка.
Но любопытство человека натолкнуло на вопрос: как и почему камышовая трубка свистит? Такое обстоятельство привело человека к тому, что он стал изучать и сверлить в этой свистковой трубочке другие отверстия и путём чередования закрытия и открытия пальцами отверстий – стал получать другие звуки.
ШКОЛА
ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БЛОКФЛЕЙТЕ
КЛАВИР + ПАРТИЯ БЛОКФЛЕЙТЫ
На первом этапе обучения игре на блокфлейте большое значение имеет привитие ученику музыкального вкуса, умения воспроизводить не только ритмические фигурации мелодической основы, но и технические приёмы: Legato, non Legato, staccato, marcato и т.д., а также динамические оттенки и всевозможные ускорения, замедления и остановки темпа типа ферматы, обусловленные художественной выразительностью музыки.
Основная задача данной школы, - формирование разносторонних музыкальных навыков ученика, привитие юному музыканту умения исполнять различные мелодические украшения: форшлаги, трели и другие мелизмы, типа группетто, мордент и т. д., часто встречающиеся в музыке.
Для усвоения техники исполнения мелизмов допускается приём изолированного изучения того или иного мелизма, которые должны быть тесно увязаны с мелодической основой произведения.
Кроме мелизмов необходимо прививать навыки исполнения динамических оттенков: крещендо, диминуэндо, форте, пиано, сфорцандо и пр.
Некоторые произведения по тесситуре и ритмической фигурации превышают уровень подготовки учеников начальных классов, за исключением более способных. Такие пьесы следует практиковать при обучении старших классов.
Для блокфлейты характерно мягкое, теплое и певучее звучание. В Италии блокфлейта называется flauto dolce – нежная флейта. Диапазон этого инструмента чуть больше 2-х октав. Есть также блокфлейты с расширенным диапазоном.
Строй блокфлейты – диатонический т.е. каждая нота по звучанию соответствует звучанию основным ступеням фортепиано. На блокфлейте, представляет возможность исполнения всей хроматической гаммы используя варианты аппликатуры. Для этой цели в школе приведена таблица клавиатур.
В настоящий сборник включены классические произведения и народные мелодии, которые относятся к образцам музыкально-педагогической литературы и составляют основу воспитания юных музыкантов.
В приложении на последних страницах школы, приведена наиболее употребляемая терминология, символы и музыкальный словарь, а также мажорные и минорные гаммы до 7-ми знаков.
Содержание:
От составителя
Характерные особенности и достоинства блокфлейты
Общий вид блокфлейты с шомполом для чистки канала
Составные детали блокфлейты
Уход и сбережение блокфлейты
Расположение пальцев на инструменте (аппликатура
Диапазон блокфлейты барочного типа
Гамма До мажор
Деление нот
Деление пауз и пауз
Основные ритмические измерения
Аппликатура для отработки сигнала
Закрепляем счёт и отрабатывает дыхание
Хроматическая аппликатура 1-й октавы
Аппликатура 2-й октавы
Хроматическая аппликатура 2-й октавы
Таблица аппликатур
Легато
И. Пушечников, М Крейн Колыбельная песня
Гамма Соль мажор
Перепёлочка Русская народная песня
Упражнения для отработки дыхания
Сказочка
Упражнение в тональности Соль мажор
Вальс (Крещендо, диминуэндо, легато)
Марш (символ крещендо)
Упражнения в штрихах
Маленькая пьеса (Деташе)
Этюд (Стаккато)
Гори, гори, моя звезда (Легато)
Упражнение (Нон легато)
Этюд (Нон легато)
Этюд (Портаменто)
Этюд (Акцент)
Полно сокол не грусти (Синкопа), русская народная песня
Василёк
Пастушок
Песня Вани из оперы «Иван Сусанин»
М. Блантер Катюша
И.Чайкин Песенка
И. Пушечников Этюд
Ёлочка Русская новогодняя песня
Ой, то не вечер Русская народная песня
П., и М. Хилл С днём рожденья
В. Шаинский Улыбка
Е. Хорошева Этюды 1,2
П. И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро
Во поле берёзка стояла Русская народная песня
В. Шаинский В траве сидел кузнечик
В. Дашкевич Мелодия из кинофильма «Доктор Ватсон»
С. Рахманинов Итальянская полька
Г. Свиридов Вальс к повести А.С. Пушкина «Метель»
К. М. Вебер Виваче
В. Калинников Журавль
Г. Гендель Три вариации
Изучаем крещендо и диминуэндо
П.И. Чайковский Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
В. Моцарт Менуэт
П.И. Чайковский Сладкая грёза
В. Моцарт Менуэт
Г. Гендель Анданте
М. Мусоргский Слеза
Дж. Перголези Ария из оперы «Stabat Mater»
В. Беллини Каватина Нормы из оперы «Норма»
А. Гречанинов Гавот
В. Моцарт Гавот – Рондо
И.С.Бах Сицилиана
В. Моцарт Багатель
М. Равель Вокализ в стиле хабанеры
Л. Гречанинов Сарабанда
Т. Альбинони Адажио
Ф. Кальман Песня Ганны из оперетты «Весёлая вдова»
Дж. Перголези Вторая ария из оперы «Stabat Mater»
Ф. Тости Идеал
Ф. Тости Серенада
И. Бах-Гуно Аве Мария
В. Моцарт Менуэт
А. Вивальди Соната
Л. Делиб Финальный галоп из балета «Коппелия»
Э. Григ Утро из 1-й сюиты «Пер Гюнт»
Й. Дессауер Болеро
Приложение
Краткий музыкальный словарь и терминология
Музыкальный размер
Динамические оттенки
Штрихи
Музыкальные интервалы
Знаки альтерации
Музыкальные символы и знаки аббревиатуры
Музыкальные темпы
Гаммы до 7-ми знаков
Литература
Содержание
Тип файла: заархивированный каталог
Школа: